Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Налоговая проверка с выездом производится налоговиками обычно по месту нахождения проверяемой организации. Для ее осуществления необходимо решение о проведении. В этом документе определяется наименование предприятия, в отношении которого будет проводиться проверка (наименование указывается полное и сокращенное по Уставу; фамилия, имя отчество полностью).

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Наличие ограничений

Налоговым законодательством нашей страны определены ограничения для налоговиков, которые действуют в связи с осуществлением выездных налоговых проверок.

Всего существует несколько таких ограничивающих факторов:

1. Проверка проводится по месту расположения проверяемой организации.

В случае если у налогоплательщика нет возможности предоставить проверяющим помещение, выездная проверка может быть проведена по месту расположения налогового органа.

Также выездные налоговые проверки могут проводиться по месту нахождения центрального офиса, а не основного производства или отдельных цехов проверяемой организации.

2. Закон запрещает проводить две или большее количество проверок по одноименному предмету за один и тот же период.

3. Запрещено проводить выездную проверку более чем два раза за календарный год в одной и той же проверяемой организации. Если, конечно, речь не идет о нестандартной ситуации, когда принимается решение о том, что существует объективная необходимость в проведении такой проверки более 2 раз.

4. Запрещено требовать для проверки документы, срок давности которых превышает три предшествовавших календарных периода.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

6. Проверка не может осуществляться единственно с целью контроля над соответствием примененных в контролируемых сделках цен рыночным ценам. Существуют определенные порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок.

  • При проведении проверок установлены следующие ограничения в отношении самостоятельных проверок в филиалах или представительствах:
  • — запрещено выезжать на проверки в филиалы или представительства два и более раза по одному и тому же предмету за тот же период;
  • — проведение в одном и том же филиале или представительстве организации более двух выездных проверок, пока длится один календарный период, запрещено.

Допустимые сроки

По существующим ныне правилам выездная проверка предприятия не может проводиться в срок, превышающий два месяца. Первым днем исчисления этого периода считается день, когда налоговый орган вынес решение начать налоговую проверку, а последним днем считается дата составления инспектором справки о проведении проверки.

Но по особому решению руководителя УФНС в определенном субъекте Российской Федерации срок выездных проверок может продляться до четырех месяцев, а в исключительных ситуациях — до полугода.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Перечень причин, которые позволяют продлевать сроки выездных проверок, следующий:

  • большое число документов, подлежащих поверке;
  • длительность периода, подлежащего проверке;
  • большое количество налогов, подлежащих проверке;
  • несвоевременное предоставление истребованных для проверки документов проверяемой организацией;
  • наличие обособленных подразделений.

В соответствии с решением руководителя ИФНС проведение проверки могут приостановить в следующих случаях:

  • для истребования у контрагентов и других лиц документов или информации о той организации, которая проходит проверку;
  • при проведении экспертизы, к примеру, документов;
  • для истребования информации от иностранного государственного органа в пределах международных договоров РФ;
  • для того чтобы перевести на русский язык проверяемые документы, если они составлены на другом языке.

Порядок проведения и сроки выездной налоговой проверк и в 2016 году и в нынешнем 2017 году осуществлялись на основании НК РФ от 25.07.2013.

В то время, когда проверка приостановлена, инспектор не имеет права требовать от предприятия предоставления документов. А также он не может производить каких-либо действий на ее территории или в помещениях. Документы, которые были истребованы ИФНС, до того как была приостановлена проверка, необходимо предоставить в срок, который содержится в требовании.

Принимать решение о приостановлении выездной проверки налоговая служба может неоднократно. При этом общее время приостановления выездной проверки, имеющее под собой любые основания, не может превышать шестимесячный срок.

Таким образом, предельный срок проведения выездной налоговой проверки предприятия, учитывая сроки продления и приостановления, не может превышать 12 месяцев.

Порядок проведения

Инспекторы налоговых служб имеют в своем арсенале два метода проведения выездных проверок: сплошной и выборочный.

Чаще инспекторы используют сплошной метод проверки, так как решения, принятые на основании проведения выборочных проверок, нередко признаются недействительными.

При применении сплошного метода инспекторы имеют право затребовать все документы организации, за те периоды, которые охватывает проверка: первичную документацию, кассовую книгу, книгу покупок, книгу продаж, журналы регистрации счетов-фактур, учета доходов и расходов и т. д.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

В частности, налоговики проверяют, ведет ли налогоплательщик учет, наличие документов, предусмотренных законодательством, фактическое представление отчетности в налоговый орган.

Инспектор при проведении проверки обязан установить, правильно ли выбран в соответствии с видом деятельности режим налогообложения, фактические обстоятельства, с которыми связана обязанность по уплате налогов, соблюдает ли налогоплательщик требования закона о налоговых сборах.

Инспектор вправе истребовать любые дополнительные документы и пояснения, которые касаются предмета проверки. Кроме того, налоговики имеют право обращаться к сторонним организациям и контрагентам для осуществления запросов, касательно проверяемого налогоплательщика. Инспектор исследует:

  • Насколько правильно составлены документы, а также проверяет наличие в них установленных сведений.
  • Систематичность и полноту учета документов.
  • Соответствие налоговой базы, объектов налогообложения.
  • Достаточность и правильность исчисления налогов, а также своевременность и правильность их уплаты в соответствующие бюджеты.
  • Своевременность и достоверность отчетности, предоставленной в налоговые органы.

Анализ и сопоставление документов проводится и в том числе с теми документами, которые были запрошены у сторонних организаций и контрагентов. Проверяющие сличают записи, имеющиеся в первичных документах, с записями по бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, делают заключение о наличии или отсутствии налоговых нарушений. Если выявлено, что по факту нарушено законодательство, устанавливается событие и состав нарушения, формируется доказательственная база, начисляются пени.

При проведении данного мероприятия, как правило, документы берутся для проверки выборочно, с целью выявления систематических нарушений.

Выбор методики проведения проверки напрямую зависит от периода, который подлежит проверке, проверяемых налогов, количества проверяющих и объема деятельности предприятия.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок должны обязательно соблюдаться.

Виды проверок

Видов проверок не очень много, они бывают комплексными и тематическими, а также плановыми и внеплановыми. Тематическая проверка нужна для анализа документов по одному налогу. Комплексная, соответственно, по нескольким видам налогов.

Как комплексная, так и тематическая проверка проводится при помощи сплошного или выборочного метода. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок каждого вида, зависит, прежде всего, от величины предприятия и объема документации, которую нужно пересмотреть.

Для мелких предприятий она может составить 5 рабочих дней, для крупных — от 15 рабочих дней. Поводом для внеплановых выездных проверок могут стать выявление нарушения налогоплательщиком законодательства по части денежных операций, постановление суда, объявление компании о банкротстве.

Важно знать, что любые проводятся на основе утвержденного решения налоговой службы и с обязательным составлением акта по ее завершении.

Написание справки о проверке

В завершающий день инспектор готовит справку о данной проверке, в которой отражаются сроки проведения проверки и ее предмет. Инспектор вручает экземпляр справки налогоплательщику или его представителю. Фактическое окончание налоговой проверки удостоверяется при помощи данной справки. Дата составления справки должна совпадать с фактическим окончанием проверки.

Но дата вручения справки представителю поверяемой организации может отличаться от дня ее составления, что не отменяет дату окончания проверки. Справку подписывают все уполномоченные на то лица. После того как справка о проведении проверки составлена и подписана, все мероприятия по ней прекращаются.

Можно уточнить у налоговых органов, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок.

Оформление результатов

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Содержание акта

У акта, как и у любого документа подобного рода, имеется своя установленная законом форма, он должен составляться в соответствии с ней. Требований к оформлению этого документа несколько.

В первую очередь, он должен быть составлен в документарном виде, на русском языке со сквозной нумерацией страниц. В акте не должно быть помарок, исправлений и подчисток.

Использование при составлении акта аббревиатур и сокращений допускается только с расшифровкой при первом употреблении в тексте.

В акте должны быть отражены в систематизированном виде все обнаруженные и документально подтвержденные фактические нарушения налогового законодательства, а также иные обстоятельства (или их отсутствие), обнаруженные в процессе проверки. Также важно соблюдать по НК сроки проведения выездной налоговой проверки.

Документ должен иметь ссылки на статьи налогового кодекса, которые предусматривают ответственность за обнаруженные правонарушения. Также в акте отражаются выводы и предложения инспектора, связанные с устранением нарушений.

В акте не должно отражаться субъективных предположений и мнений должностных лиц, не имеющих под собой достаточных оснований. Акт всегда содержит три части: вводную, описательную и итоговую. Неотъемлемую часть акта составляют приложения.

На усмотрение инспектора приложение может быть оформлено, как пояснение к тексту акта. В них могут быть отражены расчеты различного рода и подробные данные по каждому нарушению. Приложения – это неотъемлемая часть акта, и подписываются они наряду с ним.

В обязательном порядке инспектор прикладывает к акту документы, подтверждающие выявленные нарушения (копии документов, протоколы опроса свидетелей, ответы контрагентов и т. д.).

Подписание акта

По факту составления акт подписывается лицами, ответственными за проведение проверки, и лицом, в отношении которого эта проверка проводилась (это может быть и его представитель).

При проведении проверки группы компаний акт подписывают представители всех налогоплательщиков.

Напомним, максимально оговоренный законодательством срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется 12 месяцами.

Вручение акта

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

При этом обязательно учитывается максимальный срок проведения выездной налоговой проверки.

Действия проверяемого по факту получения акта

В случае, если налогоплательщик имеет возражения по поводу изложенных в акте выводов, не согласен с применяемыми к нему мерами воздействия, он имеет право в течении двух недель со дня получения акта представить свои возражения письменно в налоговый орган, который занимался проверкой.

При этом он вправе подтвердить свои возражения документально, приложив соответствующие документы и справки к заявлению. Если таковые возражения имеются у налогоплательщиков консолидированной группы, то они имеют право предоставить их в налоговый орган в течение месяца с момента получения акта.

Ведь срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца.

Принятие итогового решения

В результате проведенной проверки и рассмотрения ее материалов руководитель выносит решение. Решение может содержать положения о привлечении налогоплательщика или нескольких лиц к ответственности за совершение нарушения.

Читайте также:  Вознаграждение членам совета директоров может выплачиваться не из прибыли ао

Если правонарушений обнаружено не было, то решение содержит отказ в привлечении к ответственности, соответственно, в таком документе отсутствует и штраф, однако возможно начисление налогов и пеней.

Решение по итогам проведенной проверки подписывает тот руководитель, который занимался непосредственным рассмотрением материалов проверки.

Мы рассмотрели срок проведения выездной налоговой проверки.

Источник: https://BusinessMan.ru/poryadok-i-srok-provedeniya-vyiezdnoy-nalogovoy-proverki.html

Периодичность проведения выездных налоговых проверок

Читайте, какова периодичность проведения выездных налоговых проверок. Сколько раз в год могут приезжать налоговики и сколько раз могут проверить один и тот же налог, как часто проверяют филиалы. Ответы на эти и другие вопросы – в статье.

Каждого налогоплательщика интересует вопрос, как часто могут проводиться выездные налоговые проверки.

Налоговый кодекс содержит строгие ограничения, направленные на соблюдение баланса интересов налогоплательщика и налоговых органов. Так, один налог за тот же период не могут проверять дважды.

А всего инспекторы могут нанести организации не более двух визитов в год. Но в этом правиле есть исключения, о них мы расскажем подробнее.

Как часто могут проводить выездные налоговые проверки

Периодичность выездных налоговых проверок регламентируется п.5 ст.89 НК РФ. Его текст содержит два важных правила.

Во-первых, запрещено проводить две проверки по одному налогу за один и тот же период (абз.1 п.5 ст.89 НК РФ). Например, инспекторы могут только один раз проверить точность начисления и полноту уплаты налога на прибыль за 2018 год. Второй раз налог на прибыль за этот же год проверять не могут.

В Письме ФНС от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 инспекторам дана рекомендация проводить комплексные проверки, то есть анализировать правильность исчисления всех налогов и сборов. Такую проверку могут провести только один раз за один и тот же период.

Во-вторых, у одного налогоплательщика можно провести не более двух выездных проверок в год (абз.2 п.5 ст.89 НК РФ). Здесь речь идет о так называемых тематических проверках, когда проверяют один налог или несколько налогов. Всего инспекторы могут нанести визит не более двух раз в год.

Пример 1

В течение одного календарного года могут один раз приехать, чтобы проконтролировать уплату НДС за 2017 год, а во второй раз – для контроля налога на прибыль за тот же год. Права налогоплательщика при этом не нарушены, ведь проверяют разные налоги.

Пример 2

В первый раз налоговики могут проверить НДС за 2016 год, а во второй раз – тот же НДС, но за 2017 год. В этом случае интересы компании тоже не нарушаются. Несмотря на то, что налог один и тот же, проверяемые периоды разные.

В Письме ФНС от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622 руководство ФНС рекомендует инспекторам проводить тематические проверки в исключительных случаях, отдавая предпочтение комплексным контрольным мероприятиям.

Читайте по теме: План проверок на 2019 год: сайт Прокуратуры РФ

В отношении самостоятельных проверок филиалов и представительств действуют такие же правила (п.7 ст.89 НК РФ):

  • Вторая проверка по тому же налогу за тот же период запрещена,
  • Не более двух приездов контроллеров в течение одного года.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Периодичность выездных налоговых проверок

Когда ограничения по количеству проверок не действуют

Из названных выше правил есть исключения.

Во-первых,  п.10 и п.11 ст.89 НК РФ предусматривает возможность проведения повторных проверок, то есть ревизий по тому же налогу и за тот же период, который уже проверяли. НК РФ называет три основания для проведения повторной ревизии:

Причина повторной проверкиОснованиеКто проводит проверку
Вышестоящий налоговый орган проводит контроль эффективности работы нижестоящего налогового органа п.10 ст.89 НК РФ Вышестоящий налоговый орган
Налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию с уменьшением налога п.2 ст.89 НК РФ Тот же налоговый орган, который проводил первую проверку
Организация – налогоплательщик ликвидируется или реорганизуется П.11 ст.89 НК РФ

Во-вторых, абз.2 п.5 ст.89 НК РФ предусматривает возможность проведения третей выездной проверки одного и того же налогоплательщика в исключительных случаях по решению руководителя ФНС.

Процедура принятия такого решения приведена в п.1.3.3 Письма ФНС от 25.07.2013г. №АС-4-2/13622. Руководитель ИФНС направляет запрос в управление Федеральной налоговой службы в соответствующем субъекте РФ.

В запросе должно присутствовать обоснование необходимости очередной проверки.

Если руководитель управления ФНС по субъекту РФ согласен с выводами нижестоящей ИФНС, то он перенаправляет запрос непосредственно в ФНС России. Там принимается окончательное решение о проведении сверхлимитной проверки. В случае положительного решения налоговики проводят ревизию в обычном порядке.

В-третьих, абз.3 п.5 ст.89 НК РФ указывает, что при определении количества налоговых проверок не учитываются самостоятельные проверки филиалов и представительств компании.

Выше мы уже рассказали, что для филиалов и представительств действуют такие же лимиты, как для головных компаний.

Следовательно, контроллеры могут дважды в год приехать с тематической проверкой в головную компанию и дважды – в ее подразделение. Или по одному разу, но с комплексной ревизией.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Периодичность проведения выездных налоговых проверок

В-четвертых, ограничения по периодичности и количеству ревизий не действует в отношении компаний, исключенных из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (п.16.1 ст.89 НК РФ). Но только при выполнении следующих условий:

  • Проверка проводится в отношении налога на прибыль или налога на имущество организаций,
  • Ревизия инициирована не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216322-periodichnost-vyezdnyh-nalogovyh-proverok

Выездная налоговая проверка: сроки проведения

Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: «И сколько же это продлится?» Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.

Процедура и сроки проведения выездной проверки

Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа. Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.

Каковы сроки проведения налоговой проверки? Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Даже если вы представите возражения ранее отведенного для этого срока, материалы проверки все равно должны быть рассмотрены не ранее чем истекут 15 рабочих дней с даты вручения вам акта. Если вы согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, то можете просто не приходить в ИФНС — материалы ВНП рассмотрят без вас.

При идеальном раскладе вся процедура проведения ВНП не должна превысить 4 месяцев и 35 рабочих дней. Но из любого правила есть исключения. Бывает, эта процедура длится меньше, но чаще всего, к сожалению, больше. Посмотрим, из-за чего срок проверки может быть увеличен. ———————————

Пункт 15 ст. 89 НК РФ. Пункты 6, 8 ст. 89 НК РФ. Пункт 1 ст. 100 НК РФ. Пункт 5 ст. 100 НК РФ. Пункт 6 ст. 100 НК РФ. Пункт 1 ст. 101 НК РФ.

Пункт 9 ст. 101 НК РФ.

Приостановление проверки

Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующими решениями руководителя инспекции (его заместителями), с которыми налоговики должны вас ознакомить (Пункт 9 ст. 89 НК РФ). ВНП может быть приостановлена, если:

(или) проверяющим необходимо получить документы у ваших контрагентов, то есть провести встречную проверку. Причем, чтобы несколько раз приостановить проверку по этому основанию, нужно каждый раз документы истребовать у разных контрагентов. Кстати, это самое распространенное основание для приостановления ВНП. Хотя чаще всего это лишь прикрытие.

Истинной же причиной приостановки может быть отпуск проверяющего или его болезнь. А иногда бывает и так: проверяющий не находит у вас нарушений, но уйти с пустыми руками не может.

Поэтому он начинает требовать у вас копии практически всех документов, чтобы забрать их с собой в инспекцию, потом направляет поручение на проведение встречной проверки, и на этом основании руководитель инспекции приостанавливает ВНП. Результаты встречной проверки в данном случае не важны, нужен лишь повод для приостановления. Что же проверяющий делает в это время? Ответ прост.

Показывает ваши документы более опытным коллегам: а вдруг тем придет в голову какая-то светлая мысль. То есть, если проверяющий истребует у вас документы и забирает их копии с собой, скорее всего, проверка затянется;

(или) проверяющим нужно провести экспертизу (Статья 95 НК РФ). Например, иногда налоговики привлекают эксперта для оценки рыночной стоимости имущества организации или же для проведения почерковедческой экспертизы; (или) вы представили документы на иностранном языке, и проверяющим требуется их перевод; (или) проверяющим нужно получить информацию от иностранных госорганов. При этом проверка может приостанавливаться несколько раз в период ее проведения (без ограничения количества раз), но максимальный общий срок приостановки составляет 6 месяцев. Правда, если проверка приостановлена в связи с получением информации от иностранных госорганов и в течение 6 месяцев эта информация не получена, период приостановки может увеличиться до 9 месяцев.

Продление проверки

Источник: http://www.pnalog.ru/material/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-sroki-provedeniya

Сроки выездной налоговой проверки

Каковы сроки проведения налоговой проверки?

Любая выездная проверка, осуществляемая налоговиками, проводится исключительно на основе решения руководителя УФНС или другого полномочного лица, обычно с выездом по месту нахождения проверяемой компании. Она может быть выборочной или сплошной. Наиболее актуальна проверка сплошным порядком, поскольку итоги выборочной могут быть оспорены и признаны впоследствии недействительными.

Подобные проверки бывают плановыми и внеплановыми, а также проводимыми по определенной тематике или в комплексе.

Необходимо помнить, что в одном предприятии на протяжении года не могут проверяться одни и те же налоги более двух раз.

С начала 2017 года инициировать проверку ИФНС вправе не только по исчислению и оплате налогов/сборов, но и страховых отчислений. Сколько длится налоговая проверка и от чего зависят сроки ее проведения, узнаем из этой статьи.

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок

Определенный ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 мес. Для представительств и филиалов сроки выездной проверки не превышают 1-го мес.

Однако в реальности эти временные отрезки часто продлеваются до 4-х месяцев в зависимости от обстоятельств. Предусмотрены и исключения, когда максимальный срок проведения выездной налоговой проверки увеличивается до полугода.

Пролонгация срока оформляется специальным решением руководителя регионального УФНС на основе мотивированного запроса.

Отсчет начала проверки начинается с момента вынесения решения о ее осуществлении, а заканчивается датой составления ИФНС справки об ее результатах.

Читайте также:  На пути к суперсервисам: совершение сделок и подача жалоб через «госуслуги»

Продолжительность выездной налоговой проверки

ФНС РФ вправе продлевать срок налоговой проверки и даже делать это не раз, если имеются весомые основания. В списке оснований, по которым сроки выездной налоговой проверки могут быть увеличены, имеются такие:

  • проверкой охвачено предприятие, имеющее статус крупнейшего;
  • если у проверяемой компании имеется 4 и более обособленных подразделений или дочерних отделений, то срок налоговой проверки увеличивается до 4-х мес. Также на 4 месяца сроки проведения налоговой проверки могут быть пролонгированы, если число отдельных представительств не превышает 4-х, но удельный вес приходящихся на них налогов составляет не менее половины общей суммы, либо доля активов, учитываемых на балансе этих филиалов, составляет также не меньше 50 % от стоимости имущества фирмы. При наличии в фирме 10 и более отдельных подразделений срок проведения выездной проверки увеличивается до 6 месяцев. Увеличение сроков до 6 месяцев относят к исключительным случаям. В других условиях закон предоставляет право определения исключительности ситуации налоговым органам;
  • получение в процессе осуществления выездной проверки сведений, свидетельствующих о наличии у проверяемой компании нарушений налогового законодательства и требующих дополнительной проверки;
  • при возникших обстоятельствах, для преодоления которых потребуются силы и время, например, стихийные бедствия на территории, где идет проверка.

Наряду с перечисленными факторами, объясняющими необходимость повышения срока проведения выездной проверки, предусмотрены и такие негативные моменты, как несвоевременное предоставление проверяемой компанией документов проверяющим органам.

При рассмотрении вопроса о продлении срока проведения выездной налоговой проверки учитывают и другие обстоятельства, к примеру, продолжительность периода проверки, объема анализируемых форм, числа налогов, охватываемых настоящей проверкой, структурой проверяемой компании и др.

Когда сроки выездной налоговой проверки не могут быть увеличены

Не каждая проверка может быть пролонгирована. Например, для самостоятельной налоговой проверки установлен месячный срок и отсутствие возможности его продления.

При проверке консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), для которой длительность проверки составляет 2 месяца, увеличиться она может только на то число месяцев, сколько плательщиков объединяет группа, кроме главного участника.

Но даже при очень большом количестве плательщиков в КГН выездная налоговая проверка проводится в ней в течение 1 года, и не более.

Срок давности налоговой проверки

По общим правилам привлеченными к ответственности за налоговое правонарушение, считаются лица, если вынесено соответствующее решение. Однако привлечь к ответственности их не удастся, если с момента его совершения и до даты вынесения решения о привлечении к ответственности 3 года уже истекли. 

Источник: https://spmag.ru/articles/sroki-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев.

Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов.

В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.

В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395.

Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации.

Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет.

Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов).

Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации.

Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г.

№ А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ).

В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г.

№ 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет.

При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Читайте также:  Автономная некоммерческая организация - особенности

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г.

№ Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства.

Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г.

№ Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kakoj_maximalnij_srok_provedenija_vyezdnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-301

Срок проведения выездной налоговой проверки

Знание своих прав при взаимодействии с контролирующими инстанциями, включая фискальные органы, является прекрасной профилактикой различных злоупотреблений. Причём это справедливо в отношении любого проверяемого субъекта.

Итак, срок проведения выездной налоговой проверки начинает отсчитываться с той даты, когда было принято решение по поводу её назначения. Заканчивается же всё днём выдачи справки о завершении соответствующей процедуры. Описанное непосредственно зафиксировано в законодательстве (статья 89 НК РФ).

Учтите, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен быть больше 2 месяцев. Однако, и это как всегда, данное правило имеет свои исключения.

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки может быть и год.

По каким основаниям продлеваются сроки проведения выездной налоговой проверки?

Каковы причины продления сроков?

По действующему законодательству ФНС РФ вправе неоднократно продлевать срок проведения проверки до 4 месяцев, а в отдельных, исключительных ситуациях – и до 6. Однако для этого должны быть основания:

  1. Организация относится к крупнейшим. Учтите, что данное понятие в рамках налогового законодательства не раскрыто. Но существуют определённые критерии соотнесения, которые постоянно корректируются.
  2. Непредвиденные обстоятельства. Если срок выездной налоговой проверки продлевают на подобном основании, то в документе должны указать конкретное обстоятельство или же детально зафиксировать саму ситуацию. Часто идут отсылки на другие официальные бумаги (протоколы, отчёты, акты, прочее).
  3. Подозрения, что фирма совершила налоговое правонарушение. Если проверяющему органу не хватает доказательств, он вправе продлить выездную налоговую проверку до максимального срока.
  4. Наличие подразделения, филиала и других структурно обособленных единиц в составе конкретного юрлица. В этом случае соответствующее решение нужно разослать территориальным представительствам ФНС РФ.
  5. Отсутствие необходимых документов. Если организация не предоставила или же предоставила несвоевременно данные, которые необходимы для проверки конкретных данных, то сроки проведения налоговой проверки почти всегда продлеваются.

Как можно увидеть, речь идёт о конкретных факторах. Правда, их трактовка далеко не всегда понятна пользователям. Специалисты советуют больше обращать внимание на то, что планирование налогов и соответствующая оптимизация могут стать сигналом для ФНС РФ о том, что проверку надо проводить более тщательно. Они нередко указывают на нарушения, хотя сами по себе вполне законны.

Компании часто начинают фальсифицировать документы. Они злоупотребляют своими правами и вносят заведомо ложные сведения в налоговые декларации. Последнее же влечёт за собой уголовную ответственность. Указания на подобные нарушения проверяющие органы и ищут.

Важно понимать, что увеличение срока проведения выездной проверки всегда должно быть обосновано и мотивированно. Текущее законодательство предписывает налоговой службе учитывать и другие нюансы при принятии подобного решения. В частности, речь идёт о вопросах:

  • сложности производственного процесса;
  • объёмов изучаемой документации;
  • длительности того периода, который подлежит проверке;
  • разветвлённости хозяйственной и организационной структуры предприятия;
  • общего числа всех охваченных юрлицом видов деятельности;
  • количества налогов, которые нужно изучить.

Инспекции ничто не мешает учитывать и другие нюансы в процессе принятия решения. Это зафиксировано в Приказе ФНС № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015 года.

В указанном подзаконном нормативно-правовом акте также предусмотрен конкретный порядок продления сроков выездных налоговых проверок.

Инспектор должен подать запрос руководителю или же его заму вышестоящего в рамках структуры ФНС органа. Дальше уже будет приниматься решение об удовлетворении или же об отказе в продлении.

Другие процедуры, возможные при проверке

Следует заметить, что любые действия фискальных органов можно оспорить в суде, если юридическое лицо обоснованно считает, что его права не соблюдаются.

В частности, если никаких признаков нарушений со стороны проверяемого лица не было, все документы по запросу инспектора предоставлялись в срок, то законных (обоснованных) оснований для продления срока выездной налоговой проверки нет, но он всё равно увеличен. В российской правоприменительной практике известны случаи, когда суды становились на сторону предпринимателей.

Чтобы разобраться в законной подоплёке происходящего, нужно учитывать, на что конкретно опираются сами налоговые органы во время подобных проверок. Это:

  1. НК РФ. При взаимоотношении с ФНС РФ – основной закон. Если между ним и остальными подзаконными нормативно-правовыми актами возникают противоречия, то в первую очередь стоит обращаться к кодексу. По аналогичному принципу действуют и тогда, когда появляется коллизия между профильным и непрофильным законами. В таком случае решающую силу имеет узкоспециализированный по отношению к данной сфере НК РФ.

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/srok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Сроки проведения выездной налоговой проверки

  • Зачастую к нам обращаются клиенты, у которых возникают вопросы следующего характера
  • Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно четко понимать возможные сроки проведения и продления выездных проверок.
  • Вцелом, сроки проведения выездных проверок исчисляются следующим образом:

Выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев.

Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Это установлено в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

При этом, основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться несколько причин:

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших. При этом, под крупнейшим налогоплательщиком понимается то, что суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей, а для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей; или суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; или активы превышают 20 миллиардов рублей.
  2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений
  5. непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т.д.

При этом, в срок проведения проверок не засчитывается время, в течение которого проверка приостановлена, а именно:

  1. Истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица Такое приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
  2. Получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
  1. Таким образом, мы встречаемся с ситуациями, когда налоговый орган начинает и заканчивает проверку через 10-12 месяцев после ее начала, пользуясь своими правами на ее приостановление или продление.
  2. При этом, случаются ситуации, когда налоговый орган все-таки нарушает сроки проведения проверки.
  3. К сожалению, в таких случаях суд не признает решение налогового органа по результатам проверки незаконным только по этому основанию.

Обычно суды мотивируют это следующим образом (см. Информационное письмо ВАС от 17 марта 2003 г. N 71).

  • Согласно абзацу второму статьи 88 НК РФ, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
  • Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.
  • Вместе с тем, налогоплательщик всегда вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на бездействие налогового органа.

Мы знаем, какие именно доводы могут заставить налоговый орган соблюдать сроки проверки, поэтому если у Вас остались какие-то вопросы, свяжитесь с нами. Мы ответим на них.

Другие виды налоговых проверок:

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/field-tax-audit-periods/

Ссылка на основную публикацию