Каков порядок аттестации педагогических работников?

Найм Труда > Трудовые отношения > Как проводится аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой ими должности

С сентября 2013 года вступил в силу законодательный акт о системе образования, в содержании которого предусмотрено проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Целью этого нововведения было улучшение качества образования.

Общие положения

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Принципы аттестации педагогических работников

Порядок проведения аттестации определен документально и распространяется на работников общеобразовательных учреждений, а также сотрудников, осуществляющих педагогическую деятельность по совместительству.

Цель прохождения квалификации заключается в следующем:

  1. Необходимость подтверждения квалификации педагогов по направлению деятельности.
  2. Если работник обладает достаточным опытом работы, то это ему позволит получить более высокую квалификацию.

Это мероприятия должно проводиться обязательно. Добровольное ее прохождение рекомендовано специалистам, которые желают и могут повысить категорию. Но стоит отметить, что обязательным моментом является прохождение квалификационного экзамена преподавательскому составу.

Согласно правилам аттестации, данная процедура характеризуется следующими критериями:

  • стимулирование профессионального роста образования педагогов;
  • улучшение качественных характеристик образования;
  • соответствие работы установленным стандартным требованиям, которые регулируют профессиональную деятельность;
  • правильное распределение финансовых средств между работниками образования.

К принципам аттестации относятся: гласность, совместное решение вопросов, объективность мнений.

Порядок проведения и обязательность аттестации

Оценка квалификации работников образовательной сферы проводится 1 раз в пятилетку. Немаловажную роль играют аттестационные комиссии, сформированные из числа руководящего состава учреждения. Распорядительным документом производится формирование комиссий. Деятельность данных комиссий регулируется локальным нормативным актом.

В состав комиссии обычно входят: председатель, секретарь, несколько заместителей, а также представитель от профсоюза, при наличии профсоюзной организации.

Согласно изданному распоряжению руководителя производится оценка квалификации работников. Всем сотрудникам, кому требуется пройти аттестацию, необходимо ознакомиться под подпись о предстоящей дате аттестации. Главным документом при подготовке является представление.

Не всем работникам следует обязательно проходить аттестацию, имеются и такие категории, кому этого делать не следует.

К ним относятся:

  • квалифицированные специалисты;
  • работники, которые проработали меньше двух лет;
  • женщины в период ожидания малыша и декретники;
  • если работники были на больничном более 4 месяцев.

Осуществление аттестации перечисленных категорий сотрудников установлено на законодательном уровне. Если требуется повысить квалификацию, то можно добровольно прийти на аттестацию.

Что такое представление

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Представление к аттестации

Для того чтобы правильно оценить профессиональные качества сотрудника необходимо о нем написать представление. В этом документе отражается следующая информация:

  1. Фамилия и инициалы работника прописываются полностью.
  2. Какая должность у сотрудника в это время.
  3. Когда был подписан трудовой договор.
  4. Категория работника или уровень квалификации.
  5. Отразить сведения о дополнительном профессиональном образовании, если таковое существует.
  6. Приложить результаты предыдущей аттестации, если она реально проводилась.
  7. Оценка профессиональной деятельности, а также деловых качеств работника.

Руководством должно быть организовано ознакомление с представлением под роспись работника. Если работник располагает иными данными, то он обладает правом попросить внести эти изменения в документ. Также он может потребовать исключить информацию, которая, по его мнению, является недостоверной.

Как проводится оценка квалификации сотрудника

Сама по себе процедура аттестации проходит комиссионно, при этом обязательно присутствие самого работника. Принимаемое решение является правомочным, если на аттестации присутствует как минимум две трети членов комиссии.

На практике встречаются и такие случаи, когда работник не может присутствовать на аттестации именно в этот день, так как у него имеется уважительная на то причина. Поэтому заседание может быть перенесено на иную дату. Если же работник попросту не приходит за заседание, то в правах комиссии имеется возможность проводить аттестацию без его участия.

На заседании прежде всего изучается представление на работника, а затем иные документы, подтверждающие его квалификационные навыки.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-na-sootvetstvie-zanimaemoj-dolzhnosti.html

Аттестация педагогических работников — что это и как проходит?

Аттестацией педагогических работников называется своеобразный экзамен, в ходе которого оценивается уровень компетенции специалиста в профессиональном плане.

Данные показатели говорят не только о качествах конкретного педагога, но и позволяют оценить уровень учебного заведения в целом.

Поэтому задача руководителя – качественно организовать процесс аттестации, что будет способствовать отбору высокопрофессионального кадрового состава.

Что такое аттестация и в чем ее необходимость?

При проведении аттестации объединяются усилия психологов и методистов, благодаря чему оказывается комплексное психологическое сопровождение специалистов, а также регулярное повышение их профессиональных качеств и навыков.

Аттестация – это форма проверки трудовой, специальной правоспособности отдельных категорий специалистов, закрепленная на государственном уровне, в процессе которой осуществляется контроль качества исполнения ими своих непосредственных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Каков порядок аттестации педагогических работников?

По результатам определяется соответствие педагога его должности, а также повышается его профессионально-деловой и морально-политический уровень ответственности.

Еще одной задачей аттестации является содействие административным органам в подборе высокопрофессиональных кадров, а также стимулирование специалистов к саморазвитию и совершенствованию, поскольку в коллективе поддерживается здоровая конкуренция.

В процессе систематической формализованной оценки навыков и знаний специалиста, оценивается степень соответствия деятельности каждого отдельно взятого сотрудника требованиям квалификационного уровня, необходимого для работы на занимаемой должности. При этом цель проведения аттестации заключается не в принятии субъективного решения относительно специалиста, а в непосредственном, живом обсуждении волнующих вопросов в процессе общения с руководителем.

В ходе данной дискуссии особое внимание должно уделяться достоинствам и недостаткам специалиста на занимаемой должности, а также стимулированию к повышению уровня профессиональных качеств, раскрытию творческого и личностного потенциала.

Основные цели проведения аттестации педагогических работников

  • в образовательных учреждениях формируется педагогический состав наиболее профессиональных сотрудников, проявивших себя самым лучшим образом;
  • определяется степень реального соответствия сотрудника занимаемой им вакансии;
  • становится очевидным, насколько полно раскрыт потенциал сотрудника, а также определяются перспективы возможностей педагогического состава;
  • становится очевидной необходимость проведения курсов повышения квалификации для каждого из специалистов, их профессиональной подготовки или переподготовки;
  • определяется уровень эффективности использования возможностей, потенциала каждого из сотрудников в соответствии с занимаемой им должностью;
  • стимулирование к обмену опытом и передовыми методикам в сфере образования;
  • максимально эффективное использование навыков каждого из сотрудников в сфере его деятельности в соответствии с его образованием и с учетом интересов и способностей;
  • распространение опыта в проведении аттестационных мероприятий в сфере образования;
  • рост профессиональных качеств педагогов, их продвижение по карьерной лестнице.

Читайте также!  Должностная инструкция и обязанности бухгалтера

Так при помощи аттестации создается эффективная система отбора кадров, происходит их оценка и переоценка, которые направлены на поощрение, привлечение и сохранение специалистов, а также их продвижение как в рамках одного учебного заведения, так и между разными звеньями одной образовательной структуры.

Новые положение и правила в процедуре аттестации педагогических работников

Последние изменения в Типовом положении об аттестации педагогических работников, которое утверждено приказом Министерства образования № 930 от 06.10.2010 г. Произошли в январе 2012 г.

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Рассмотрим, каких именно пунктов данные изменения коснулись, и в чем заключаются новшества проведения процедуры аттестации начиная с этого периода:

  1. Если педагог переходит в другое учебное заведение либо меняет должность педагогической сферы в прежнем учебном заведении, до следующей аттестации за ним сохраняются ранее присвоенные квалификационные категории и звания (п. 3.22 Положения). То же самое касается методистов, а также специалистов, переводящихся из методических организаций на педагогические должности. Эта норма напрямую связана с оплатой труда специалистов, уровнем их нагрузки
  2. Определен порядок проведения аттестации специалистов, у которых имел место перерыв в работе на преподавательской должности. Так, согласно п. 3.17 Положения, за такими сотрудниками сохраняются квалификационные категории, которые были присвоены при предыдущей аттестации, а также звания и ранги. Для них предусмотрен срок проведения следующей аттестации – не позднее 2 лет после их возвращения к работе – в ом случае, когда последняя их аттестации проводилась не более 5 лет назад.
  3. Как выглядит процедура совмещения педагогических должностей – п. 3.18 Положения определяет, что для каждой из этих должностей предусмотрена отдельная процедура аттестации. Кроме того, педагог может ходатайствовать о проведении внеочередной аттестации перед руководящим составом – таким образом, сотрудник получает возможность самостоятельно регулировать – проводятся аттестации в один день, либо разводятся по времени. Соответственно, по каждой из процедур аттестации заполняется отдельный аттестационный лист.
  4. Как проходит аттестация выпускников ВУЗов – в соответствии с п. 4.3 Положения, такие педагоги принимаются на работу на категорию «Специалист» — вне зависимости от их формы обучения. При проведении последующей аттестации, не позднее 2 лет на начала им своей трудовой деятельность, эта категория может быть как повышена, так и понижена.
  5. Как проводится аттестация при отсутствии сотрудника – при наличии уважительной причины и соответствующего письменного соглашения, аттестация может пройти в его отсутствие. Если причина его отсутствия не известна, то проведение аттестации без специалиста не допускается. Таким образом, решение принимается в каждом случае в индивидуальном порядке.
Читайте также:  В упк рф введена новая мера пресечения — запрет определенных действий

Источник: https://vesbiz.ru/personal/attestaciya-pedagogicheskix-rabotnikov.html

Как проводится аттестация педагогических работников по новым правилам и какие документы потребуются

Трудовое законодательство устанавливает требования, согласно которым все трудящиеся обязаны периодически проходить проверку на предмет соответствия занимаемой должности. Не обошлось без этого правила и в сфере образования – педагогические работники также должны регулярно подтверждать свою категорию.

Аттестация педагогических работников должна проходить при открытости, гласности и коллегиальности, что становиться главным принципом ее проведения. Соблюдение этих принципов дает объективную оценку, без дискриминации в отношении проходящих аттестацию сотрудников.

Аттестация (именно так именуется прохождение проверки) классифицируется на два вида, имеющие свои особенности:

  1. Обязательная. Такая аттестация проходится строго раз в пять лет, опыт работы сотрудника никак не влияет на необходимость и периодичность прохождения обязательной проверки профпригодности.
  2. Добровольная. Согласно закону, педагогический работник может аттестовываться на добровольных началах – это можно сделать в любое удобное для педагога время, требуется лишь наличие желания.

Новое положение по аттестации педагогических работников устанавливает категории лиц, освобождаемых от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. К этим лицам относятся следующие:

  • преподаватели, у которых есть квалификационная категория;
  • беременные, женщины в декрете и в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
  • преподаватели, занимающие свою должность менее двух лет.

Также от обязательной аттестации освобождаются те педагоги, которые из-за болезни не могли работать по профессии в период времени больше четырех месяцев подряд.

Для них проверка проходит как минимум через 12 месяцев после выздоровления.

Женщины, находящиеся в декрете и в отпуске по уходу за детьми, могут проходить обязательную проверку профпригодности не раньше, чем через 2 года после выхода из отпуска.

Каков порядок аттестации педагогических работников?

Основные задачи проверки

Аттестация педагогических работников проводится с преследованием определенных задач, среди которых:

  • стимуляция постоянного и целенаправленного повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени необходимости в повышении квалификации у работников сферы образования;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности аттестуемых.

Любопытные факты

Новые правила в аттестации педагогических работников состоят в правильном порядке заведения на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором обозначается ряд сведений о работнике.

Руководитель организации должен ознакомить сотрудника с этим представлением под подпись и не позднее чем за месяц до проведения аттестации.

Если сотрудник образовательного учреждения не захочет подписать документ, то в таком случае он заверяется работодателем, а также несколькими компетентными лицами.

Также аттестация нужна для выполнения такой задачи, как дифференциация размера заработной платы педагогов в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Форма проведения проверки

Порядок аттестации работников в 2019 году имеет вид заседания комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог. Если аттестуемый не может присутствовать на мероприятии по уважительной причине, заседание переносится.

Чтобы пройти аттестацию, учитель должен предоставить пакет обязательных документов, в который входит:

  • подписанное лично педагогом заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • при наличии результата прошлой аттестации – копия документа о ее прохождении;
  • ксерокопии дипломов о педагогическом образовании (высшем либо среднем профессиональном);
  • характеристика или сопроводительное письмо с места работы для подтверждения компетенции.

В течение 30 дней после передачи всех указанных документов, педагог на свой домашний почтовый адрес получает извещение, содержащее всю информацию о предстоящей аттестации – место и время ее проведения.

Этапы прохождения аттестации

Новые правила аттестации устанавливают два этапа проведения проверки:

  1. Подтверждение профпригодности. На этом этапе комиссия проверят профессиональные навыки педагога, оценивают умение общаться с обучаемыми и рассматривают прочие умения учителя.
  2. Получение квалификационной категории. Педагог может получить первую или высшую категорию именно на этом этапе. Для этого ему нужно иметь вторую категорию (для получения первой) или обладать первой категорией на протяжении двух и более лет (для получения высшей категории). Повышение квалификационной категории возможно, если ученики педагога успешно осваивают образовательные программы, достигают успеха в научной, интеллектуальной, а также в творческой деятельности, а сам преподаватель внес большой вклад в оптимизацию образовательного процесса.

Стоит помнить, что сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет. Если педагог не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется.

В таком случае работнику первой категории придется проходить проверку на профпригодность и на квалификацию (первая категория), а педагогу высшей категории потребуется пройти аттестацию на первую категорию, и только через два года после этого – вновь на высшую.

Подробно об изменениях в нормативных правовых документах по аттестации педагогических работников организаций смотрите в видео

Особенности тестирования

Чтобы пройти аттестацию, недостаточно просто подать заявление на аттестацию. Нужно еще и пройти специальное тестирование на компьютере, которое включает в себя 100 вопросов по темам:

  • основы законодательства;
  • основы психологии и педагогики;
  • методики преподавания;
  • основы предметных знаний.

В основном аттестация проводится при помощи заседания комиссии, правомочность которой считается действительной при 2/3 присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, также должен присутствовать на собрании.

Каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. На то, чтобы пройти тест, преподавателю отводится 150 минут. Тестирование считается успешно завершенным, если было дано от 60 правильных ответов включительно (60% и выше). Если порог не был достигнут, тест не засчитывается.

Педагог, присутствующий на заседании комиссии, может узнать результаты проверки сразу же после окончания тестирования. Результаты прохождения проверки заносятся в протокол, подписываемый всеми членами совета. Этот документ впоследствии передается работодателю и прикрепляется к личному делу преподавателя.

Все интересующие вопросы можно задать в комментариях к статье

Источник: https://otdelkadrov.online/5647-usloviya-poryadok-attestatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-v-year-godu

Аттестация педагогических работников: продолжаем изучать новые требования

01.03.12

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.

Читайте также:  Несовершеннолетний собственник - как продать квартиру?

22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.

22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника.

По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п.

4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.

9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.

17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.

18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация.

То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки.

Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

  • С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).
  • В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.
  • Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Читайте также:  Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/trudovi-vidnosini/205387/

На основании каких критериев устанавливают квалификационные категории?

Версия для печати

Аттестацию в целях установления квалификационной категории проводят по желанию работников. Педагог может пройти аттестацию на первую и высшую квалификационные категории. Для установления квалификационной категорий педагог должен подать заявление в аттестационную комиссию.

Заявления о проведении аттестации на присвоение квалификационной категории можно подать независимо от продолжительности работы в школе, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Если было отказано в установлении категории, работник может обратиться повторно не раньше, чем через год после получения отказа.

Читайте больше в материале — Как педагог может получить квалификационную категорию?

  • Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
  • Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы.
  • Такими критериями могут служить следующие:
  • соответствие квалификационным требованиям по замещаемой должности, утвержденным в установленном порядке;
  • определение участия работника в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением задач;
  • сложность выполняемой им работы;
  • результаты исполнения работником должностной инструкции;
  • прохождение повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  • результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

Критерии для установления первой квалификационной категории

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: 

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ (результатов аттестации); 
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; 
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации. 

Критерии для установления высшей квалификационной категории

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: 

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; 
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ (результатов аттестации);
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; 
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; 
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах. 

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию.

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Распространяется ли высшая категория, присвоенная педагогу по основному месту работы, на работу по совместительству?

В соответствии с пунктом 32 Порядка аттестации педагогических работников при проведении аттестации устанавливается соответствие уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям по определенной должности, которая конкретно указывается в решении аттестационной комиссии.

По этой же должности устанавливается и квалификационная категория. Установленная квалификационная категория учитывается при работе в данной должности в любых образовательных организациях, но при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется.

Отраслевыми соглашениями (ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.

2001 № 197-ФЗ), коллективными договорами в конкретных учреждениях в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, для них могут быть установлены условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности).

Нужно ли педагогам перед аттестацией на первую квалификационную категорию проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности?

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, не предусматривает условия предварительного прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия его занимаемой должности.

Таким образом, перед аттестацией на первую квалификационную категорию педагогам не нужно проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Источник: https://usperm.ru/clarify/kriterii-prohozhdeniya-attestacii-pedagogom

Какой порядок проведения аттестации педагогических работников? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»

Какой порядок аттестации педагогических работников? Можно ли аттестовать в образовательном учреждении любого сотрудника на не соответствии с занимаемой должностью? Какой порядок?

Ответ на вопрос:

Для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений действует Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Аттестацию педагогических работников можете проводить в двух случаях:

  • для подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационной категории, занимаемым ими должностям;
  • для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и работников образовательных учреждений.

О аттестации педагогических работников 2016 читайте подробнее по ссылке.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом работодателя, если аттестация проводится с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности. Также в состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включают представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).

Аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводите один раз в пять лет.

Основанием для проведения данной аттестации является представление руководителя учреждения. Оно должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество сотрудника;
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения трудового договора по этой должности;
  • уровень образования и квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • сведения о результатах предыдущих аттестаций;
  • мотивированную и объективную оценку профессиональных, деловых качеств и результатов профессиональной деятельности педагогического работника.
  • С представлением необходимо ознакомить педагогического работника не позднее чем за 30 календарных дней до даты аттестации.

После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу).

Аттестацию проводят на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. Комиссия рассматривает представление, а также дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, которые характеризуют его профессиональную деятельность (в случае их представления).

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности.

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/123241-qqkss4-15-m10-kakoy-poryadok-provedeniya-attestatsii-pedagogicheskih-rabotnikov

Ссылка на основную публикацию