Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в нк рф

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

Налоговый кодекс ждут глобальные изменения. Проект закона разработало Правительство РФ. А Госдума его приняла в 1 чтении.

Изменения затрагивают практически все налоги: УСН, ЕНВД, налог на прибыль, НДС, НДФЛ и взносы. Для удобства редакция журнала «Упрощенка» разбила все изменения по налогам. Скачайте те, которые интересны именно вам.

Изменение № 1: Представлять ЕРСВ нужно будет в электронном виде

Правительство решило изменить порог минимальной численности работников для подачи ЕРСВ только в электронном виде. Сейчас он 25 человек. А сделают 10 человек.

По данным ФНС России большинство плательщиков с численностью работников от 10 до 25 человек  на сегодняшний день уже представляют отчетность в электронном виде. Поэтому такое изменение не скажется негативно, считают в правительстве.

Изменение № 2: Расчет взносов ИП поменяется

Законопроектом предлагается изменить правила расчета взносов ИП за неполные месяцы работы. В частности, за неполный месяц деятельности фиксированный размер взносов будет определяться пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых ИП осуществлялась деятельность.

Изменение № 3. Работодатели будут платить НДФЛ из своих средств

В пункте 9 статьи 226 НК РФ сказано, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Правительство предлагает дополнить данную норму новым абзацем. А именно: НДФЛ нельзя платить за счет средств работодателя, кроме случаев доначисления (взыскания) НДФЛ по итогам налоговой проверки в соответствии при неправомерном неудержании налога налоговым агентом.

На практике изменения означают, что если бухгалтер по ошибке или злому умыслу не удержал налог с зарплаты, то его придется заплатить за счет средств компании.

Изменение № 4: Упрощенцам и сельхопроизводителям добавят льгот

По УСН и ЕСХН законопроектом предлагается  признать утратившими силу абзац двенадцатый пункта 4 статьи 3465 и абзац двенадцатый пункта 3 статьи 34616 Кодекса.

Они предусматривают требование, согласно которому основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Это упростит порядок учета основных средств.

Изменение № 5: Вводится запрет на применение ЕНВД и патента

Законопроектом запрещено работать на ЕНВД и патента при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке. Таким образом, в отношении торговли маркированными товарами предлагается запретить применение указанных специальных налоговых режимов.  Напомним, с 1 марта введена маркировка сигарет.

Полный список маркированных товаров

Правительство в распоряжении № 792-р от 28.04.2018 определило, какие товары маркировать с этого года: c 1 марта — сигареты; c 1 июля — обувь; c 1 декабря — духи и туалетную воду, большинство товаров легкой промышленности, фотоаппараты и автошины.

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

  • Маркировка товаров по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС (таблица) →

На забудьте перенастроить ККТ под маркированные товары. Инструкция ниже.

Кроме того, предлагается дать регионам возможность устанавливать ограничения по применению патентов по общему количеству автотранспортных средств, по общей площади сдаваемых в аренду объектов, а также по общему    количеству объектов торговой сети и объектов организации общественного питания. 

Изменение № 6. Появится ставка 0% по налогу на прибыль организаций

Предлагается установить ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов в отношении доходов, получаемых региональными или муниципальными музеями, театрами и библиотеками. На постоянной основе продляется действие налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

В целях исключения незаконной налоговой оптимизации предусмотрен особый порядок учета прибыли (убытков) при реорганизации организаций, а также исключение возможности возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций в срок, превышающий три года со дня уплаты указанной суммы налога, путем внесения исправлений в налоговую декларацию текущего периода.

Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому, имея в виду необходимость формирования остаточной стоимости подобного имущества, несмотря на то, что это имущество может временно не использоваться в деятельности, направленной на получение дохода. Одновременно регламентирован порядок применения налогоплательщиками того или иного способа начисления амортизации.

Для исключения дополнительной налоговой нагрузки, доходы казенных учреждений, включены в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, так как доходы казенных учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации подлежат перечислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Изменение № 7. НДФЛ поменяется

  • Налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, предоставляется право перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений.
  • Обеспечивается возможность организаций представлять отчетность по месту учета одного из ее обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования.
  •  Предлагается уточнить условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным не только от банков, но и от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
  • Обеспечивается снижение административной нагрузки:
  • физических лиц за счет отмены обязанности декларирования доходов от продажи (мены) ценных бумаг и введения налогового агентирования в указанных случаях;
  • адвокатов за счет отмены обязанности документального подтверждения приостановления статуса адвоката в целях освобождения от уплаты страховых взносов за соответствующий период. 

Изменение № 8: Уточнят правила по торговому сбору

Законопроектом уточняется порядок уплаты торгового сбора при  торговле через объекты стационарной торговой сети и по торговле со складов.

Предлагается установить порядок уведомления плательщиком торгового сбора налогового органа при прекращении использования объекта торговли, а также об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы торгового сбора.

Кроме того, власти хотя установить особенности исчисления и уплаты торгового сбора при договоре простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором комиссии, агентским договором, договором поручения, договором доверительного управления.

Изменение № 9: Ограничат рост земельного налога и налога на имущество

Предусматривается установить коэффициент, ограничивающий рост суммы земельного налога, исчисленного физическим лицам, не более чем на 10%ежегодно. 

Изменение № 10: Вносятся поправки по НДС

Для исключения возможности использования схем ухода от обложения налогом на добавленную стоимость при реорганизации организаций и применения правопреемником специальных налоговых режимов законопроектом предусматривается восстановление правопреемником (правопреемниками) сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации организации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость  в связи с переходом на специальные налоговые режимы.

Скидка 30% при подписке на «Упрощенку»!

Сегодня подарок при подписке на журнал «Упрощенка» — скидка 30%. У вас всегда под рукой будет подборка решений насущных вопросов.

  • Счет на «Упрощенку» со скидкой 30% →

Счет действует до 30 сентября включительно.

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

Источник: https://www.26-2.ru/news/354796-pravitelstvo-podgotovilo-globalnye-izmeneniya-v-nalogovyy-kodeks

Изменения в подходе к мероприятиям налогового контроля | Аюдар Инфо

Зобова Е. П., редактор журнала

Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ

03.09.2018 вступил в силу Федеральный закон № 302‑ФЗ[1], который в том числе меняет подходы к отдельным вопросам налогового администрирования. Первоочередными мерами, по мнению разработчиков новшеств, являются:

  • сокращение сроков камеральных проверок;
  • изменение предмета повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации;
  • введение новой процедуры оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

Об этих и других новшествах налогового законодательства – в предложенном материале.

В связи с чем приняты поправки в отношении налогового администрирования?

В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового администрирования. Нельзя отрицать тот факт, что налоговые органы повернулись лицом к налогоплательщику.

Сегодня одной из первоочередных мер, по мнению экспертного и бизнес-сообществ, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время и в экономической жизни страны, и в организационной контрольной работе налоговых органов произошли колоссальные изменения. Появились новые инструменты, формы контроля.

Налоговый контроль вышел на иной уровень эффективности, который позволяет сегодня пересмотреть прежние формы налогового контроля.

В связи с вышесказанным решено сократить сроки проведения камеральной проверки с учетом современных систем контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Также предлагается изменить предмет повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога.

В целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки предлагается уточнить процедуру рассмотрения материалов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный документ, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам данных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам.

Это, в свою очередь, позволит повысить объективность выносимого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по проверке.

Рассмотрим принятые новшества подробнее.

Новый срок камеральной проверки – два месяца

Согласно общему правилу срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации – три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ); также – в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС.

Читайте также:  Каков срок рассмотрения административного дела?

Теперь камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

Но в этой «бочке меда» есть и «ложка дегтя».

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС (за исключением камеральной налоговой проверки декларации по НДС, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание:

Новые положения п. 2 ст. 88 НК РФ применяются в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу Федерального закона № 302‑ФЗ, то есть после 03.09.2018.

Безусловно, сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговиками признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

То есть речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о «признаках, указывающих на возможные нарушения». Законодатель не определяет понятие данных признаков, соответственно, налоговики будут трактовать его по‑своему.

Судя по всему, если налоговикам лишь что‑то «померещится», то срок проверки будет продлен.

Кстати, нет и механизма продления срока до трех месяцев: как налогоплательщик узнает об этом? Будет ли он уведомлен о причинах продления? Установлено только, что решение о продлении срока камеральной проверки принимается руководителем налогового органа или его заместителем. При этом ничего не сказано о том, что данное решение будет направляться и в адрес налогоплательщика.

Уточненная декларация: новый предмет проверки

Согласно пп. 2 п. 10 ст.

89 НК РФ до рассматриваемых изменений повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика могла проводиться в том числе налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверялся период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Законодатель изменил предмет повторной проверки: теперь предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Таким образом, как и ранее, в случае представления уточненной декларации с уменьшенной суммой налога может быть проведена повторная выездная налоговая проверка.

Но если раньше был ограничен проверяемый период – это был период, за который представлялась «уточненка», то теперь установлен предмет проверки – данные, которые повлияли на уменьшение суммы налога или увеличение убытка, что логично.

Соответственно, налоговики смогут теперь проверять только обоснованность уменьшения налога на основании сведений, измененных в уточненной декларации.

Источник: https://www.audar-press.ru/novoe-v-meropriyatiyah-nalogovogo-kontrolya

Новые правила налоговых проверок: как сама ФНС трактует поправки в НК

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания той самой необоснованной налоговой выгоды, которая повлекла ущерб для бюджета.

А введено это понятие было уже более 10 лет назад — Постановлением Высшего Арбитражного Суда № 53 от 12.10.2006 года.

Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция — жива. Еще пока жива…

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, решено — быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила применяются к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Налоговики выпустили письма о новых правилах

ФНС России уже выпустила два разъяснения о том, как трактовать новую статью НК РФ:

Общий смысл разъяснений сводится к следующему: «Забудьте все, что было до этого». Ст.54.1 являет собой новый подход к проблеме занижения налоговой базы, в связи с чем налоговым инспекторам строго указано не использовать ставшие привычными понятия, а руководствоваться формулировками из Закона.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует (п.1 ст. 54.1 НК РФ):

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

Под «искажением» ФНС понимает, внимание (!), умышленные действия налогоплательщика, например:

  • создание схемы «дробления бизнеса»;
  • искусственное создание условий по использованию пониженных ставок налога, налоговых льгот;
  • неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность сделки.

Акцент на умысле не случаен. Ст.122 НК РФ рассматривает умышленную форму вины как отягчающее обстоятельство. В результате, штраф вместо распространенных сейчас 20% от суммы неуплаченного налога может вырасти до 40 %.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий по имевшим место сделкам (операциям) (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).

Что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие

Первое условие — не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств. В основе сделки, как поясняет ФНС, должна быть разумная хозяйственная цель, обоснованная с точки зрения предпринимательского риска.

  • Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным, поскольку нашим клиентам не нужен НДС».
  • Это пример чистосердечного признания — иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.
  • Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом и не самим налогоплательщиком.

На сегодняшний день очевидно, что ФНС намерено переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль.

Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

…реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам. Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль…

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, сырье и материалы приобретены у контрагента, обладающего признаками анонимности, неисполняющим к тому же налоговых обязательств (речь о случая, когда ТМЦ «прогоняются» через подставного поставщика с дополнительной наценкой).

В то же время достоверно и то, что речь о реальном товаре: дом построен — значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы — затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

ФНС неоднократно и четко выразил свою позицию — новая статья 54.1 НК РФ не дает оснований для использования «расчетного метода» определения налоговых обязательств. Если будет доказано, что контрагент не исполнял сделку, то в расходах по прибыли и вычетах по НДС будет отказано в полном объеме.

Можно ожидать, что при новых налоговых проверках доказыванию исполнения или неисполнения сделки конкретным контрагентом будет уделяться особое внимание. ФНС напоминает нижестоящим органам, что для этого могут быть использованы:

  • опрос сотрудников налогоплательщика и иных лиц, которые могут обладать какой-либо информацией;
  • осмотры территорий;
  • сопоставление объемов поставляемого товара размеру склада;
  • инвентаризация имущества;
  • выявление «непроблемных» контрагентов, оказывающих подобные услуги, и их опрос;
  • анализ документов о допуске на территорию;
  • детальный анализ самого процесса принятия решения о сделке (как оценивалась коммерческая привлекательность сделки, как оценивалась деловая репутация, платежеспособность, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов и так далее).

Причем в отношении последнего пункта инспектор с вас будет требовать письменных объяснений.

Все эти мероприятия не являются новыми и известны налогоплательщикам и налоговым консультантам.

Налоговики забудут о формальном подходе

Однако в последнее время инспекторы все больше стали уходить в сторону формального подхода, ограничиваясь констатацией несовершенства первичной документации (подделка подписи на счетах-фактурах и накладных, «отказные» показания директора-номинала). НК РФ и ФНС возвращают инспекторов к необходимости исследования сути хозяйственных взаимоотношений.

Если контрагент, указанный в первичных документах, не исполнял обязательство по сделке, значит налогоплательщиком использовался формальный документооборот, что недопустимо. Дополнительными свидетельствами этого могут стать:

  • факты обналичивания, использования денежных средств на нужды учредителей или должностных лиц учредителей (хрестоматийные «примеры» — это оплата авиабилетов, погашение персональных кредитов, туристические поездки и пр.);
  • совпадение IP-адресов налогоплательщика и контрагента.
Читайте также:  Кс рф поддержал «дисквалификацию» недобросовестных бизнес-управленцев

Интересно, что ФНС уже не в первый раз обращает внимание на анализ финансовых потоков, выявление «центров прибыли». В этой связи рекомендовано выявлять конечного получателя денежных средств, перечисленных проблемного контрагенту: нередко им оказывается сам налогоплательщик (различные круговые схемы движения денежных средств), его взаимозависимые лица.

Если же несоблюдение указанных выше условий не будет установлено, налогоплательщик выйдет победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.3 ст.54.1 НК РФ):

1) подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.

Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

2) нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства.

Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;

3) возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась экономически нецелесообразна или был иной, более эффективный способ ведения хозяйственной деятельности, налоговый инспектор не вправе.

Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок.

Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы.

Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Важно понимать, что во всей полноте норма ст.54.1 применяется только к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года. ФНС напомнила об этом нижестоящим инспекциям в письме от 05.10.2017 № СА-4-7/20116, запретив ссылаться на новую норму при оформлении актов, решений по результатам «старых» проверок, в ходе судебных разбирательств по ним.

Итого. К сожалению, по новым налоговым проверкам не стоит надеяться на лояльное отношение к налогу на прибыль. Концепция определения «действительного размера налоговых обязательств» больше не действует.

Горечь от этого смягчает закрепленный на уровне НК РФ запрет формального подхода к проверкам.

Ключевым на пути отстаивания налогоплательщиком своей правоты остается понятие «деловая цель», несмотря на его отсутствие в законе.

При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, полученный налоговый эффект будет лишь побочным продуктом, а доначисления налогов станут несостоятельными, несмотря на несовершенство первичных документов или неисполнение контрагентом своих публичных обязательств.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/469154/

Порядок работы бухгалтеров изменится: 10 важных поправок в НК РФ

Президент России подписал закон с масштабными поправками в Налоговый кодекс РФ, который значительно повлияет на работу бухгалтеров. Можно сказать, что им станет легче: поправки, связанные с контрольными мероприятиями ФНС, направлены в сторону налогоплательщиков.

В частности, сократился срок камеральной проверки налоговых деклараций по НДС и упростился заявительный порядок возмещения НДС. Кроме того, теперь инспекторы ФНС будут обязаны ознакомить налогоплательщиков с результатами проверки до их рассмотрения.

Кратко и обо всем — в этом обзоре.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ в обе части Налогового кодекса РФ внесены значительные поправки в Налоговый кодекс РФ.

Все они серьезно повлияют на работу бухгалтеров и, хотя они все вступают в силу в разное время, мы собрали их в одном обзоре. Бухгалтерам же нужно время, чтобы подготовиться.

Правда, учитывая, что подавляющее большинство изменений положительные для налогоплательщиков, их можно принять и без подготовки.

1. Быстрые камералки по НДС

Сданную налогоплательщиком налоговую декларацию по НДС после 4 сентября 2018 года инспекторы ФНС должны будут проверить не за 3 месяца, как сейчас, а всего за два. Все потому, что в Налоговый кодекс внесли поправки о сокращении сроков камеральных проверок.

Правда, возможность проверять отчетность 3 месяца у налоговиков все же сохранилась. Если они заподозрят, что налогоплательщик намеренно ввел их в заблуждение или еще как-то нарушил закон, срок камеральной проверки продлят на месяц.

Поправки действуют с 3 сентября 2018 года.

2. Упрощенный порядок подтверждения права на нулевую ставку по НДС

С 1 октября 2018 года подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте будет гораздо проще. В частности, для этого:

  1. Можно будет предоставить контракт с российской организацией или его копию. По контракту товар должен быть отгружен обособленному подразделению компании, которое расположено за пределами ЕАЭС.
  2. Можно будет не представлять транспортные документы, подтверждающие вывоз товаров из РФ. При экспорте в ЕАЭС это будет возможно, если перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов будет оформлен в электронной форме. Информацию о вывозе товара инспекторы ФНС смогут сами получить у таможенников. Но транспортные документы все равно нужно будет иметь и хранить, ведь налоговики смогут их истребовать, например при камералке.
  3. Можно будет не представлять контракт или договор повторно, если ранее на его основании налогоплательщик-экспортер уже подтверждал право на нулевую ставку за предыдущие налоговые периоды. Вместо него можно будет направить в ФНС уведомление с указанием реквизитов этого документа и данных инспекции ФНС, в которую он был первоначально направлен.

3. Упрощение заявительного порядка возмещения НДС

С возмещения НДС, заявленного налогоплательщиками в налоговой декларации за IV квартал 2018 года, снижаются требования к сумме уплаченных организацией налогов для возмещения НДС в заявительном порядке. Теперь это будет не 7 млрд рублей, а всего 2 млрд рублей.

Кроме того, смягчаются требования к поручителям. Для них также сокращается лимит уплаченных налогов — с 7 млрд до 2 млрд рублей. А вот сумма обязательств по поручительствам, наоборот, вырастет с 20 до 50% от стоимости чистых активов.

Таким образом организация-поручитель сможет выдать больше поручительств для возмещения НДС в заявительном порядке.

4. Сроки предоставления информации в ФНС увеличился

Еще одна приятная для бухгалтеров поправка в НК РФ также заработает с 3 сентября.

Теперь для представления документов и информации по конкретной сделке в орган ФНС у бухгалтеров будет в два раза больше времени: не 5 рабочих дней, а 10 рабочих дней.

Срок, как и раньше, исчисляется со дня получения требования ФНС России. Об отсутствии требуемых документов и информации необходимо известить налоговиков в тот же срок.

5. Параметры проведения повторной выездной проверки

И еще одни поправки в НК РФ, вступившие в силу с 3 сентября 2018 года, регламентируют, что инспекторы ФНС при повторной проверке могут проверять только, правильно ли налогоплательщик или налоговый агент исчислил налог на основе показателей, скорректированных уточненной отчетностью. При этом проверять налоговики должны только те показатели, из-за которых уменьшилась сумма налога или увеличился убыток. До сих пор нормы НК РФ регламентировали только налоговый период, который специалисты ФНС могли охватить при повторной проверке.

6. Ответ на повторное требование ФНС

Как действовать налогоплательщику, если проверяющие из ФНС повторно затребовали документы или информацию? Теперь ответ есть в НК РФ, и изменения также начинают действовать с 3 сентября.

Итак, налоговое законодательство предписывает сообщить проверяющим, что запрашиваемые документы (информацию) уже один раз подавали. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования.

В уведомлении нужно будет указать, куда были направлены запрашиваемые сведения, и реквизиты документа, с которым их направили.

7. У свидетеля появилось право на получение копии протокола допроса

Вы думаете, речь идет о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс? Не угадали, конечно, в Налоговый. Ведь у инспекторов ФНС, если вы не знали, также есть право проводить допросы, в том числе свидетелей. С 3 сентября они должны будут вручать копию протокола допроса свидетелю.

До сих пор сотрудники ФНС России не обязаны предоставлять свидетелю копию протокола допроса, в том числе при условии просьбы об этом с его стороны. И адвокат не поможет. А теперь вот в НК РФ прописано, поэтому копию протокола будут выдавать обязательно.

Это очень нужный документ, ведь с его помощью можно подготовиться к разрешению разногласий с налоговой инспекцией, в том числе и в суде.

8. Обязательность оформления дополнения к акту налоговой проверки

Теперь налогоплательщикам будет намного проще понять, что выявили проверяющие из ФСН при дополнительных мероприятиях налогового контроля. Ведь с 3 сентября налоговики должны будут оформлять дополнения к акту налоговой проверки в отношении каждого дополнительного мероприятия налогового контроля:

  • запроса документов;
  • допроса свидетелей;
  • проведения экспертиз.

В настоящее время такой обязанности нет, поэтому никакого единого документа по итогам допмероприятий налоговики не составляют. Поэтому суть претензий к налогоплательщику бывает сложно понять.

Уже меньше чем через месяц налогоплательщик должен будет получить такое дополнение к акту в течение 5 рабочих дней со дня его оформления. К документу должны быть приложены копии всех материалов, полученных по результату контрольных мероприятий.

В течение 15 рабочих дней налогоплательщик сможет представить в орган ФНС свои возражения на дополнение к этому акту. Новый порядок будет распространяться на все проверки, завершенные после 3 сентября 2018 года.

Читайте также:  Автобиография для госслужбы - образец

9. Право на ознакомление с материалами всех контрольных мероприятий

Из предыдущего пункта логически вытекает еще один: теперь налоговики будут обязаны ознакомить налогоплательщика с материалами проверки и допмероприятий до момента их рассмотрения в органе ФНС.

Это поправка была принята для того, чтобы налоговые инспекторы больше не могли знакомить налогоплательщиков с документами по проверке непосредственно в день рассмотрения ее материалов. В результате этого у налогоплательщиков нет возможности подготовить свои возражения и аргументы на доказательства налоговиков, заблаговременно до их рассмотрения.

Теперь такое время у налогоплательщиков будет, в том числе для исследования всех материалов детально. Новый порядок также распространяется на все налоговые проверки, завершенные после 3 сентября.

10. Контролируемых сделок станет меньше

Ну и наконец, — поправками в НК РФ законодатели сократили количество сделок, признаваемых контролируемыми. Из их перечня, в частности, исключили:

  • внутрироссийские сделки на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • сделки с порогами 60 млн и 100 млн рублей на внутреннем рынке РФ. Сделки будут контролируемыми, если доход по ним превысит 1 млрд руб.;
  • сделки через посредников, а также сделки со взаимозависимыми иностранцами, если доходы по ним за год не превышают 60 млн рублей. В настоящее время все такие сделки попадают под контроль независимо от размера дохода.

Доходы и расходы по всем сделкам из этого списка, которые налогоплательщики будут признавать начиная с 2019 года, исключаются из отчетности о контролируемых сделках, независимо от даты заключения договора.

Источник: https://ppt.ru/news/142243

Изменения в налоговых проверках: перспективы и риски

Государственный бюджет живет сегодня отдельной от обещаний президента жизнью и остро нуждается в притоке денег.

Власть дала налоговой новые инструменты для наведения порядка, которые ухудшат положение бизнеса, ужесточат контроль за платежами налогов в полном объеме, отсекут известные способы налоговой оптимизации.

Особенно обратите внимание на то, что ответственность учредителей и руководителей компаний за налоговые долги в ближайшее время возрастет и будет все чаще оцениваться людьми из налоговой в уголовной плоскости.

Если говорить о ждущих всех нас перспективах категорично, то…

1. Налоговые проверки больше никогда не будут прежними

Следственный комитет России и ФНС выпустили революционный документ – Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@, которое описывает новое направление в борьбе с налоговыми «уклонистами». Методы, изложенные в нем, в совокупности с Федеральным законом от 18.

07.2017 № 163-ФЗ и поправками в НК РФ, которые увеличивают размер пени по налогам (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ начал действовать в этой части с 1 октября 2017 года), сигнализируют о том, что налоговые проверки уже никогда не будут прежними.

В Письме от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ указывается на подробный анализ и сбор качественной доказательственной базы, подтверждающей фиктивность заключенных недобросовестными контрагентами сделок как с фирмами-однодневками, так и с аффилированными юрлицами.

Задачи, которые государство поставило перед налоговиками, довольно конкретны: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей» (п. 6 Письма ФНС от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@). Фактически здесь говорится о сборе такой доказательственной базы противоправных действий налогоплательщика по неуплате налогов, которая бы безошибочно позволяла квалифицировать эти действия по п. 3 ст. 122 НК РФ как умышленные.

Понятие «умысел», чаще применяемое в уголовном праве, теперь будет активно использоваться в результатах налоговых проверок.

При этом налоговикам предлагают «ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса».

Также налоговые органы могут привлекать к участию в выездных налоговых проверках сотрудников внутренних органов, проводить консультации с сотрудниками следственных органов в соответствии с заключенными соглашениями ФНС с МВД и Следственным комитетом.

Квалификация противоправных действий налогоплательщика как умышленных под чутким руководством сотрудников Следственного комитета позволит государству одним выстрелом убить двух зайцев:

  1. Назначить штраф в размере не 20%, а 40% от доначисленных сумм. Как известно, подавляющее большинство налоговых проверок связано с фирмами-однодневками и/или общеизвестными схемами оптимизации, доначисления по ним составляют миллионы рублей, поэтому прирост поступлений в бюджет от ФНС будет заметным.
  2. Повысить шансы на дальнейшее развитие событий в плоскости уголовного преследования налогоплательщика и его представителей как лиц, осознанно нарушавших закон.

2. Некогда законные схемы по оптимизации налогов стали криминальными

Письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ ставит крест на любые варианты налоговой оптимизации, которые ранее считались законными. В частности, Следственный комитет дает рекомендации по выявлению и подтверждению схемы по дроблению бизнеса с целью необоснованного применения спецрежимов ЕНВД или УСН. А в Письме ФНС РФ от 11.08.

2017 N СА-4-7/15895@ приводится судебная арбитражная практика по делам о дроблении бизнеса. Предпринимателям стоит обратить особое внимание на эти письма, поскольку дробление бизнеса с целью экономии на налогах относится к распространенным способам налоговой оптимизации.

В письме ФНС эта схема описывается следующим образом: «Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар». 

Как показывает практика, первым делом налоговики пытаются выявить взаимозависимые общества или ИП и понять, есть ли в применяемом дроблении признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая будет ориентироваться при выявлении схемы на ключевой пункт: обусловлено ли разделение бизнеса реальными предпринимательскими и экономическими причинами или только получением налоговой выгоды.

Сегодня предприниматели активно обсуждают эти письма, а юристы и налоговые консультанты строят прогнозы, как будет развиваться практика. Однако многих владельцев бизнеса волнует вопрос — как теперь можно дробить бизнес, а как уже нельзя.

Во-первых, стоит очень подробно изучить два письма ФНС. Во-вторых, следует понять, что для налогоплательщика существует только два варианта развития событий:

  1. Разделение бизнеса обусловлено бизнес-процессами и реальной финансово-хозяйственной деятельностью. В этом случае опасаться нечего, но нужно быть готовым представить налоговикам доказательства и обоснования такого способа ведения бизнеса.
  2. Бизнес дробится с целью уменьшения налогов. Тогда следует отказаться от этих схем и/или поменять способы ведения бизнеса.

Если налоговикам удастся выявить и доказать схему дробления бизнеса, а также доказать умысел, то это грозит доначислением недоимок, пеней, штрафов в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (ст. 122 НК РФ). Кроме того, на руководителя и учредителей может быть заведено уголовное дело по ст.

199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов»), которое может быть прекращено только при полном погашении всех доначисленных недоимок, пеней и штрафов до последней копейки.

3. У необоснованной налоговой выгоды появилась новая трактовка

Для большинства налогоплательщиков возможность избежать доначислений по итогам выездной налоговой проверки значительно сократилась, когда 19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся правил проведения налоговых проверок (№ 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»).

Согласно новой ст. 54.1 НК РФ налогоплательщик сможет уменьшить базу или сумму налога при выполнении следующих условий:

  • 1) организация не исказила в налоговом и бухгалтерском учете или налоговой отчетности сведения о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;
  • 2) сделка или операция совершена не с целью неуплаты или неполной уплаты налога, а также его зачета или возврата;
  • 3) контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке или операции, исполнили его.

Фирма-однодневка или аффилированная компания не сможет соответствовать третьему условию, поскольку в ходе налоговой проверки такая фирма не подтвердит реальную возможность исполнения взятых на себя обязательств: у нее не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников. Это условие является ключевым. Оно показывает, куда смещаются ориентиры при проведении выездной налоговой проверки: исследование обстоятельств, условий и наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора.

Получайте все данные о контрагенте в один клик

Узнать больше

Если все три вышеупомянутые условия выполнены, но первичные документы подписало ненадлежащее лицо, контрагент нарушил законодательство о налогах и сборах или можно было совершить другую законную сделку с тем же экономическим результатом — такие обстоятельства не считаются самостоятельным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

4. Ответственность учредителя и руководителя за долги компании ужесточается

В закон о банкротстве 29 июля 2017 года была введена новая глава об ответственности руководителя-должника и иных лиц за долги предприятия. Налоговики смогли ужесточить закон в части привлечения к субсидиарной ответственности и взыскания недоимки за счет личного имущества максимального количества физлиц, которые теперь могут быть по закону признаны контролирующими должника лицами.

Новая ст. 61.10 в законе о банкротстве подробно описывает, кто может быть признан контролирующим должника лицами: руководитель, ликвидатор, главный бухгалтер, финансовый директор, учредитель, владеющий более 50% акций, а также иные лица.

Перечень таких лиц достаточно широк и сформулирован таким образом, чтобы можно было при необходимости признать контролирующим и подтянуть к конкретной субсидиарной ответственности любое лицо, в отношении которого судом будет установлено, что оно контролировало должника, давало указания или определяло условия сделок.

Также кредиторы теперь смогут инициировать субсидиарную ответственность фактически на любой стадии банкротства. Кроме этого государством прикрывается лазейка, которая имела место быть по продаже права требования о привлечении к субсидиарной ответственности с торгов за копейки: теперь кредиторы, в частности налоговая инспекция, будут решать — возможно это или нет.

Кроме того, с 1 июля 2017 года кредиторы могут обратиться с таким заявлением в течение трех лет после завершения процедуры конкурсного производства.

Раньше должник, у которого не было активов и конкурсная масса которого никак не могла погасить все требования кредиторов, мог спокойно дождаться официального завершения процедуры банкротства.

Теперь кредиторы, в том числе ИФНС, могут и за рамками дела о банкротстве привлечь конкретное физлицо к ответственности в течение трех лет.

Лоббируя изменения в законе о банкротстве в части субсидиарной ответственности, ФНС уверена, что таким способом прикроется популярная сейчас схема ухода от налогов, когда должник полностью контролирует банкротство через своего арбитражного управляющего, который заботиться о безопасном выводе активов и минимизирует риски привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В настоящее время эту процедуру все еще можно проводить так, чтобы обойти налоговые органы. И даже если налоговым органам удавалось привлечь конкретное физлицо к субсидиарной ответственности, то право требования о привлечении к субсидиарной ответственности также можно было продать за копейки с торгов подконтрольному собственникам лицу и, таким образом, оставить инспекцию и бюджет ни с чем.

Однако сегодня ситуация начинает меняться. Если предприятие ведет свою деятельность с высоким налоговым риском, то до налоговой проверки ситуацию собственникам лучше не доводить. Банкротство перестает быть выгодным и надежным способом избавления от невыплаты недоимки.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!   

Источник: https://kontur.ru/articles/4955

Ссылка на основную публикацию