Исключение из егрюл — процедура и последствия для юридического лица

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Когда осуществляется исключение юридического лица из государственного реестра?

В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и в ГК прямо перечисляются те основания, в связи с которыми предприятие исключается из ЕГРЮЛ:

  • добровольная ликвидация организации;
  • реорганизация юридического лица, проведенная с помощью разделения, присоединения, выделения или слияния;
  • исключение на основании решения уполномоченного органа, если обнаружено, что юридическое лицо — недействующее;
  • ликвидация предприятия в принудительном порядке на основании вердикта, вынесенного Арбитражным судом.

Если организация ликвидируется добровольно, то это сопряжено с большим количеством формальностей, необходимостью расчета со всеми кредиторами, включая также бюджетные платежи, формированием бухгалтерского ликвидационного баланса.

Преимущественно налоговой инспекцией инициируется осуществление выездной проверки документов, что может обернуться для организации дополнительным начислением штрафных санкций и налогов.

Условия

Из реестра исключают лицо, которое уже не является действующим. Таким оно признается, если в течение последнего года:

  • отчетность по налогам и сборам не предоставлялась;
  • операции хотя бы по одному банковскому счету не проводились.

Требуется чтобы эти 2 признака присутствовали одновременно. Если организация только не подает отчетность, но движения по счету осуществляются либо, наоборот, счет замер, но нулевую отчетность фирма сдает — оснований для исключения нет.

С 1 сентября 2017 года добавилось еще 2 случая, когда предприятие может быть исключено:

  • Когда ликвидация невозможна по причине отсутствия финансов на необходимые для этого расходы, и невозможно возложить их на учредителей. В ГК РФ эту норму уже закрепили. В законе о регистрации ее недоставало. Подобный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы.
  • Если обнаружились в ЕГРЮЛ сведения, которые являются недостоверными, в течение более шести месяцев с момента внесения записи об этом. Это один из способов борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Как исключается из ЕГРЮЛ юридическое лицо при реорганизации?

Для того чтобы добровольно «избавиться» от фирмы, не приносящей дохода и не занимающейся хозяйственной деятельностью, существуют альтернативные способы, к которым относятся все разновидности реорганизационных мероприятий.

В процедуре исключения из ЕГРЮЛ посредством реорганизации есть и положительный момент: сравнительно небольшое количество документов, которые требуются для подачи в регистрационные органы. Помимо этого, тот период, на протяжении которого ликвидация организации будет признана завершенной, колеблется в пределах от двух до четырех месяцев.

Как только принимается решение учредителями предприятия о будущей реструктуризации, необходимо получить от учредителей компании-правопреемника ликвидируемой компании официальное согласие. Вердикт о реорганизации и соответствующее уведомление формы С-09-4 должны быть переданы в налоговую службу. При этом в Единый государственный реестр юридических лиц вносят запись о начале процедуры.

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Документы для регистрации нового юридического лица

Как только все формальности соблюдены, в регистрационный орган ФНС нужно подать заявление о регистрации нового юридического лица и соответствующие документы:

  • договор об учреждении и Устав, то есть учредительные;
  • договор между сторонами о выделении, слиянии, присоединении и разделении;
  • квитанция о выплате пошлины за то, что регистрируется новое ООО;
  • передаточный акт либо разделительный баланс со сведениями о правопреемстве.

После того как проходит 5 дней, предыдущее предприятие ликвидируется и сведения о нем удаляются из ЕГРЮЛ.

Как юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ в принудительном порядке?

ЕГРЮЛ создавался для того, чтобы в нем были зафиксированы достоверные сведения обо всех юридических лицах, которые занимаются хозяйственной и финансовой деятельностью на территории нашей страны. Но на самом деле все получается так, что из-за чрезмерной трудности процедуры ликвидации предприятий в официальном порядке многие владельцы просто бросают компанию, выработавшую свой ресурс.

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

  • предприятие не предоставляет отчетность (бухгалтерскую и налоговую) в орган ФНС в течение двенадцати месяцев по месту регистрации;
  • отсутствие финансового движения на расчетных счетах предприятия на протяжении последнего календарного года.

Как только каждый квартал истекает, в налоговых структурах формируют список компаний, не сдавших регламентированную отчетность за последние 12 месяцев. Также отдел камеральных проверок направляет запросы в банки по факту совершения в данный календарный период расходных либо приходных операций.

При отсутствии соответсвующих операций за последний год фискальные органы делают справку с перечисляющимися в ней основаниями для дальнейшего исключения из ЕГРЮЛ юридического лица по инициативе налоговой инспекции. Не позже одного дня осуществляется передача документа в подразделение ФНС. Именно оно несет ответственность за государственную регистрацию юридических лиц.

Инспекция на протяжении пяти рабочих дней принимает решение о предстоящем устранении компании из госреестра.

Вместе с тем в «Вестнике государственной регистрации» объявляются сведения о предстоящем исключении предприятия, а также о то, в каком порядке принимаются заявления от кредиторов и других заинтересованных лиц.

Период для возражений

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Если заявления или возражения насчет исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, отсутствуют, то организация признается ликвидированной официально.

На протяжении четырех месяцев после первой публикации о готовящемся исключении вносится необходимая запись в госреестр, а сведения об исключении предприятия вносятся в «Вестник государственной регистрации». Это обязательно.

Нужно сказать, что на законных основаниях можно совершить исключение из ЕГРЮЛ компаний, одновременно подпадающие под оба вышеуказанных признака, которые позволяют признать их недействующими. Не имеет значения при этом наличие у предприятия долгов перед бюджетом по сборам и налогам, а также по начисленным за отсутствующую отчетность штрафам.

Взгляд ФНС

С позиции налоговой службы ликвидация предприятия из ЕГРЮЛ осуществляется исключительно в тех случаях, когда у компании нет долгов по обязательным платежам. Именно поэтому фискальные органы, способные решать вопросы об очищении реестра от предприятий, которые не действуют, вместо процедуры исключения из ЕГРЮЛ подают иск о признании банкротом юридического лица.

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Законные основания исключения компании

Решение об исключении из ЕГРЮЛ способны обжаловать как учредители, так и другие заинтересованные лица. Делать это разрешается в течение двенадцати месяцев после того, как кредитор либо иной контрагент получит сведения о нарушении собственных прав. Этот период исчисляется с того времени, когда публикуется объявление о ликвидации юр. лица в специальном журнале.

Интересы кредиторов учтены

Законодательная норма, которая позволяет налоговому подразделению останавливать правоспособность юридического лица посредством его исключения, не должна ущемлять интересы кредиторов. В Конституционном суде было принято постановление, на основании которого разрешается пересматривать правила административного исключения организации из ЕГРЮЛ.

Какие последствия могут быть в связи с исключением юридического лица?

Последствия исключения из ЕГРЮЛ административного характера аналогичны тем, что соответствуют ликвидационной процедуре:

  • прекращение деятельности компании без правопреемства, то есть без перехода обязанностей и прав к иным лицам;
  • задолженность перед кредиторами, имеющаяся у юридического лица, включая также перед бюджетом, погашается имуществом, которое есть у организации, а также в порядке выставленных требований.Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Точка невозврата

При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.

Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации.

Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время.

При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.

Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.

Каким образом можно избежать исключения по инициативе налоговой инспекции?

Если руководство и учредители не собираются ликвидировать организацию, а работа приостановлена из-за временных обстоятельств, то может произойти исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Чтобы этого избежать, необходимо принять такие меры, как:

  • Не допускать продолжительных пропусков в предоставлении необходимой отчетности. Если сдать в установленный срок нулевые отчеты, это гарантирует то, что предприятие не привлечет внимания инспекции. Организация сможет избежать административного удаления из реестра. Срок исключения из ЕГРЮЛ составляет от 4,5 до 5,5 месяцев с момента внесения юр. лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую/бухгалтерскую отчетность.
  • На протяжении двенадцати месяцев необходимо осуществлять хотя бы одну операцию на своем банковском счете. Достаточно внести символическую сумму в виде займа.Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Будьте бдительны

Помимо этого, рекомендуется периодически следить за сведениями об интересующих юр. лицах в ЕГРЮЛ.

При принятии решения налоговой инспекцией о предстоящем исключении подобная информация будет доступна пользователям, которые в ней заинтересованы.

Также налогоплательщик может заявить о своих возражениях относительно административного удаления из системы не только своего предприятия, но и компании, которая является дебитором по отношению к нему.

Источник: https://BusinessMan.ru/isklyuchenie-iz-egryul-prichinyi-protsedura-posledstviya.html

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Оглавление:

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре.

Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции. Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица.

Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав.

Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ - процедура и последствия для юридического лица

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия.

Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок.

Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ.

Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям.

У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Источник: https://dezhur.com/db/changes/isklyuchenie-yuridicheskogo-lica-iz-egryul-kak-i-v-kakih-sluchayah-proizvoditsya.html

Исключение из ЕГРЮЛ — процедура и последствия для юридического лица

  • Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование
  • Основания для исключения
  • Порядок исключения из ЕГРЮЛ
  • Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ
  • Правовые последствия исключения

Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование

Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

  • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
  • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).

Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.

1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.

2, посвященной процедуре исключения.

Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.    

Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

Основания для исключения

Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
  • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Источник: https://rusjurist.ru/yuridicheskie_lica/isklyuchenie-nedejstvuyushego-yuridicheskogo-lica-iz-egryul-poshagovaya-instrukciya/

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

  • Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ
  • Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом
  • Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке
  • Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.

2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица.

Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Читайте также:  Принудительное включение юрлиц и ип в реестр субъектов мсп будет производиться по согласованию с фнс

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации.

Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели.

Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства.

Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам.

В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества.

Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Форма ликвидации Ответственность учредителей по долгам общества Расходы на ликвидацию
Добровольная ликвидация Отсутствует За счет имущества ООО
Банкротство Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве Солидарно, за счет учредителей
Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ) Отсутствует Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.

1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них.

Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения.

В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения.

Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение.

Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику.

Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.

2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества.

При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

***

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес». 

Источник: https://nsovetnik.ru/biznes/posledstviya-isklyucheniya-yuridicheskogo-lica-iz-egryul/

Ликвидация компании по инициативе налогового органа

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения  статьи 21.1 Федерального закона РФ от     № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.

В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.  Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.

С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).
Читайте также:  Нюансы составления договора аренды будущей вещи

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все  с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.

Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.

На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п.

Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.

Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.

ru  в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».

Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.

Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.

Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии  у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения.  Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц  к  налоговой            ответственности.

В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности.

 Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ).

За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.

25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.

В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму.

Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).

Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения  взятых на себя обязательств.  

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».

Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.

Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.

Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).

В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.

Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129).

Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Источник: http://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/

Ссылка на основную публикацию