Государственная гражданская служба — понятие

Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Схематично это выглядит следующим образом.

Государственная гражданская служба - понятие

 Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].
  • В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].
  • В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  • Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].

К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба.

Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].

Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].

Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

  1. Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].
  2. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.
  3. Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.
  4. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .

Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Источник: http://GiMYRF.ru/gosudarstvennaya-sluzhba/

1. Понятие и виды государственной службы

Государственная
служба

это
организационно-функциональная основа
государства.
Ее
суть заключается в осуществлении по
поручению государства
исполнительно-распорядительных функций
гражданами, занимающими государственные
должности
.

Понятие
«государственная служба», в юридической
литературе, толкуется по-разному: как
социально-правовой институт, как вид
органов государства и как род деятельности
человека.

Как
правовой
институт
,
государственная
служба представляет собой совокупность
норм, регулирующих государственно-служебные
отношения
.

Данный правовой институт является
многоотраслевым, объединяя
нормы конституционного, административного,
финансового, уголовного трудового
права.
Основное
его содержание составляют нормы
административного права.

Они устанавливают правовое положение
государственного служащего, определяют
порядок приема на государственную
службу, условия ее прохождения и
прекращения.

Как
вид
органов государства
,
государственная
служба представляет собой структурное
образование, наделенное определенным
объемом компетенции и властных полномочий,
необходимых, для реализации возложенных
на него задач
.
Существуют Служба внешней разведки РФ,
Федеральная миграционная служба,
Федеральная служба безопасности РФ и
др.

В
организационном отношении государственная
служба динамична, управляема. Путем
издания нормативных правовых актов
государство может менять конкретные
компоненты ее системы, в частности,
уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное
обстоятельство в немалой степени
повлияло на трактовку государственной
службы, как рода деятельности. Так, при
отсутствии однозначного определения
государственной службы в нормативных
правовых актах в юридической литературе
она понималась в широком и узком смысле.

Государственная служба в
широком смысле сводилась
к выполнению служащими своих обязанностей
(работы) в государственных организациях:
в государственных органах, на предприятиях,
в учреждениях, иных организациях,
оплачиваемая из
бюджетных средств.
Например, государственными служащими
признавались и учитель школы, и врач, и
министр и т.п.

Данное определение было
характерно для советского
периода государственного строительства
в России.
Современное
российское законодательство исходит
из трактовки понятия «государственная
служба» в узком смысле.
Она
рассматривается как профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.

К
государственной службе стали относиться
только лица, замещающие государственные
должности в государственных органах
(при этом учителя и врачи не были включены
в перечень таких должностей).

Следовательно,
как род
деятельности

государственная
служба есть ни что иное, как профессиональная
служебная деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
государственных полномочий
.

Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской
Федерации» (ст. 1) устанавливает, что
государственная
служба Российской Федерации

— это профессиональная служебная
деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
полномочий:

  • Российской Федерации, в целом;
  • федеральных органов государственной власти;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем
Федеральный
закон «О системе государственной службы»
установил, что он не регулирует
деятельность лиц, замещающих государственные
должности РФ и субъектов РФ. Следовательно,
значительный круг лиц, занимающих
государственные должности не отнесены
к государственным служащим.

Государственные
должности РФ

это
должности, устанавливаемые Конституцией
РФ и федеральными законами для
непосредственного исполнения полномочий
федеральных государственных органов
,
лица их замещающие не
являются государственными служащими
.
Это,
например, должности,
непосредственно
установленные Конституцией РФ:
Президента
РФ (ст.

11, 80); Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской
федерации (ст. 101); Председателя
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации (ст. 101);
федеральных министров (ст. 110); судей
федеральных судов (ст. 128); депутатов
(статья 97, 98) и др.

Полный
перечень государственных должностей,
предусмотренных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами
установлен Сводным перечнем государственных
должностей Российской Федерации1.

Государственные
должности субъекта РФ

это
должности, устанавливаемые конституциями,
уставами, законами субъектов РФ для
непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов РФ
,
например, руководители субъектов РФ и
их органов государственной власти,
мировые судьи2.

Особенности
их правового статуса закрепляются в
Конституции РФ и соответствующих
федеральных конституционных законах
и федеральных законах.

Так, правовое
положение Председателя Правительства
РФ, его заместителей и федеральных
министров устанавливаются Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом
от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации».

Правовое положение
председателя, его заместителя и судьи
федерального суда определяется Законом
РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей
в Российской Федерации».

Государственные
должности следует отличать от должностей
государственной службы
.
Государственными
служащими являются лишь те, кто замещает
должности государственной службы
.

Например, это помощники, пресс-секретари,
советники и референты Президента РФ,
губернатора Красноярского края;
помощники, советники и консультанты
депутатов Федерального Собрания РФ и
Законодательного Собрания Красноярского
края; руководитель (директор), советник
и специалист департамента федерального
министерства; руководитель, советник,
консультант и специалист департамента
Совета администрации Красноярского
края; помощник судьи, специалист,
секретарь судебного заседания; начальник
отдела и специалист прокуратуры. Именно
они признаны государственными служащими.
В Законе определено, какие должности
относятся к государственным должностям
государственной службы, а их перечень
подлежит внесению в Реестр государственных
должностей федеральной государственной
гражданской службы РФ, утверждаемый
Президентом РФ3.

Реестр
необходим прежде всего для того, чтобы
установить порядок учреждения должностей
федеральной государственной гражданской
службы. Правовой статус лица, замещающего
должность федеральной государственной
гражданской службы возникает не с
момента ее учреждения, а с даты включения
в Реестр и сохраняется до того момента,
пока она числится в Реестре.

Читайте также:  Заявление о выдаче денежных средств в подотчет - образец

Система
государственной службы

включает в себя следующие виды
государственной службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.

Кроме
того, государственная гражданская
служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую службу и
государственную гражданскую службу
субъектов Российской Федерации.

Военная и правоохранительная служба
являются исключительно видами федеральной
государственной службы.

Государственная
гражданская служба

представляет
собой профессиональную служебную
деятельность граждан на должностях
государственной гражданской службы по
обеспечению исполнения полномочий
федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов
Российской Федерации, лиц, замещающих
государственные должности Российской
Федерации, и лиц, замещающих государственные
должности субъектов Российской Федерации
.

В
зависимости от принципа разделения
властей различается государственная
служба в органах законодательной,
исполнительной и судебной власти. За
этими рамками остается служба в органах
прокуратуры, избирательных комиссиях
и некоторых других органах, которая
также является государственной.

К
числу лиц, проходящих государственную
гражданскую службу, относятся, например,
сотрудники Администрации Президента
РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах
палат Федерального Собрания РФ, органах
государственной власти субъектов РФ
(например, в Совете администрации
Красноярского края) и других государственных
органах, за исключением, так называемых,
силовых ведомств. Вопросы прохождения
государственной гражданской службы
регулируются Федеральным законом от
27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
и другими нормативными правовыми актами.

Следует
обратить особое внимание на такую
разновидность трудовой деятельности,
как альтернативная
гражданская служба
,
которая осуществляется в интересах
общества и государства взамен военной
службы по призыву. Этот вид службы
предусмотрен Федеральным законом от
25 июля 2002 г.

№ 113-ФЗ «Об альтернативной
гражданской службе», а сама такая
деятельность регулируется Трудовым
кодексом Российской Федерации с учетом
особенностей, предусмотренных названным
законом.

Право на замену военной службы
по призыву альтернативной гражданской
службой имеет гражданин в случаях, если:

  • несение
    военной службы противоречит его
    убеждениям или вероисповеданию;
  • он
    относится к коренному малочисленному
    народу, ведет традиционный образ жизни,
    осуществляет традиционное хозяйствование
    и занимается традиционными промыслами.
  • Местом
    прохождения такой службы

    могут быть:
  • организации,
    подведомственные федеральным органам
    исполнительной власти;
  • организации,
    подведомственные органам исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации;
  • в
    организациях Вооруженных Сил Российской
    Федерации, других войск, воинских
    формирований и органов в качестве
    гражданского персонала.
  • Граждане,
    относящиеся к коренным малочисленным
    народам, направляются для прохождения
    альтернативной гражданской службы в
    организации традиционных отраслей
    хозяйствования и традиционных промыслов.
  • Срок
    альтернативной гражданской службы

    в 1,75 раза превышает установленный
    Федеральным законом «О воинской
    обязанности и военной службе» срок
    военной службы по призыву и составляет
    для граждан, направленных для ее
    прохождения после 1 января 2008 года, — 21
    месяц.
  • Военная
    служба

    это
    профессиональная служебная деятельность
    граждан на воинских должностях в
    Вооруженных силах Российской Федерации,
    других войсках и воинских формированиях
    и органах, осуществляющих функции по
    обеспечению обороны и безопасности
    государства
    4.

Правовое
регулирование указанного вида службы
регулируется актами, определяющими
порядок
прохождения военной службы, например
Федеральными законами от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и
военной службе», от
27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О
статусе военнослужащих», Положением
о порядке прохождения военной службы,
утвержденным Указом Президента РФ от
16 сентября 1999г.№ 1237.

Так,
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной
службе» четко определяет, в каких
структурах она осуществляется.

Согласно
этому Закону военная служба — особый
вид федеральной государственной службы,
исполняемой гражданами в Вооруженных
Силах РФ, а также в пограничных войсках,
во внутренних войсках Министерства
внутренних дел, войсках гражданской
обороны, инженерно-технических и
дорожно-строительных воинских
формированиях при федеральных органах
исполнительной власти, Службе внешней
разведки РФ, органах федеральной службы
безопасности, федеральных органах
государственной охраны, федеральном
органе обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной
власти Российской Федерации, воинских
подразделениях Государственной
противопожарной службы Министерства
РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и
создаваемых на военное время специальных
формированиях и т.д.

  1. К
    военнослужащим относятся
    :
  2. военнослужащие,
    проходящие военную службу по контракту,
    — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты
    военных образовательных учреждений
    профессионального образования, сержанты
    и старшины, солдаты и матросы, проходящие
    военную службу по контракту;
  3. офицеры, призванные
    на военную службу в соответствии с
    указом Президента РФ;
  4. военнослужащие,
    проходящие военную службу по призыву,
    — сержанты, старшины, солдаты и матросы,
    проходящие военную службу по призыву,
    курсанты военных образовательных
    учреждений профессионального образования
    до заключения с ними контракта.

Правоохранительная
служба

профессиональная
служебная деятельность граждан на
должностях правоохранительной службы
в государственных органах, службах и
учреждениях, осуществляющих функции
по обеспечению безопасности, законности
и правопорядка, по борьбе с преступностью,
по защите прав и свобод человека и
гражданина
5.

Таким
гражданам присваиваются специальные
звания и классные чины.
Хотя согласно статье 19 закона приведенное
определение применяется со дня вступления
в силу федерального закона о
правоохранительной службе.

Специальный
законодательный акт, который предусматривал
бы общую регламентацию правоотношений,
связанных с прохождением правоохранительной
службы, — единую для всех субъектов ее
осуществления — на сегодняшний день
отсутствует.

Проект
Федерального закона «О правоохранительной
службе», внесенный Президентом РФ в
порядке законодательной инициативы
пока еще не принят, перечень органов, в
которых, осуществляется прохождение
правоохранительной службы нормативно
не закреплен, правовой статус сотрудников
правоохранительных органов регламентируется
разрозненными, отличающимися по своей
юридической силе нормативными правовыми
актами. По формальным признакам к
правоохранительной можно отнести службу
в таможенных органах, в органах и
учреждениях исполнения наказаний, в
органах, осуществляющих контроль за
оборотом наркотиков, службу судебных
приставов и, конечно же, службу в органах
внутренних дел. Вместе с тем, этот
перечень не является исчерпывающим,
так как нет полной уверенности в том,
можно ли к этому виду службы относить
службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах.
По смыслу Федерального закона от 20
апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих
органов» правоохранение осуществляют:
прокуроры; следователи; лица, производящие
дознание; лица, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность;
сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ;
сотрудники органов по контролю за
оборотом наркотиков. Однако, окончательный
однозначный ответ на вопрос о том, службу
в каких органах следует считать
правоохранительной, можно будет дать
только после принятия соответствующего
федерального закона и утверждения
Президентом РФ перечня типовых должностей
правоохранительной службы.

Служба
в ОВД, которая интересует нас в наибольшей
степени, в настоящее время регулируется
двумя основными нормативными правовыми
актами: Законом РФ «О милиции» и Положением
о службе в ОВД.

Оба этих документа были
приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.)
в период советского государства, которого
уже не существует.

Отдельные положения
этих нормативных актов противоречат
друг другу и, естественно не отвечают
изменившимся социально-политическим
условиям.

Выводы

Понятие
«государственная служба», в юридической
литературе, толкуется по-разному: как
социально-правовой институт, как вид
органов государства и как вид деятельности
человека. Так в первом случае — это
совокупность норм регулирующих однородные
отношения, во втором — организационно-структурное
образование, в третьем — род
общественно-полезной деятельности.

Таким
образом, законодательством Российской
Федерации создана система законодательства
о государственной службе, в которую
входят федеральная государственная
служба и государственная служба субъектов
РФ.

Федеральная
государственная служба включает
в себя государственную гражданскую
службу, военную службу и правоохранительную.

Субъектами РФ осуществляется только
государственная гражданская служба,
действующая в соответствии с федеральным
законодательством о государственной
службе и законодательством субъектов
РФ на основе их компетенции.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5269485/page:2/

Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего

  • Принципы гражданской службы:
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • стабильность гражданской службы;
  • доступность информации о гражданской службе;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

11.3. Государственный служащий: понятие, виды

Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.

В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.

В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службывыделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).

  1. В зависимости от групп должностей различают:
  2. высшие должности гражданской службы;
  3. главные должности гражданской службы;
  4. ведущие должности гражданской службы;
  5. старшие должности гражданской службы;
  6. младшие должности гражданской службы.
  7. В зависимости от характера осуществляемых функций служащие могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.
  8. В зависимости от обладания полномочиями государственно-властного характера существуют представители власти, должностные лица, технические исполнители.
  9. Элементы административно-правового статуса государственного служащего:
  10. права;
  11. обязанности;
  12. ограничения, связанные с государственной службой.

11.4. Права и обязанности гражданского служащего

  • Гражданский служащий имеет право:
  • на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  1. оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;
  2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  3. доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
  4. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  5. ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;
  6. защиту сведений о гражданском служащем;
  7. должностной рост на конкурсной основе;
  8. профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
  9. членство в профессиональном союзе;
  10. рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с указанным ФЗ и другими федеральными законами;
  11. проведение по его заявлению служебной проверки;
  12. защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
  13. медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;
  14. государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
Читайте также:  Автобиография для госслужбы - образец

государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

  • Гражданский служащий обязан:
  • соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать установленный в государственном органе служебный порядок;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан, затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий обязан представить в письменной форме обоснование незаконности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

Источник: https://studopedia.net/5_30527_ponyatie-i-printsipi-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhbi—ponyatie-gosudarstvennoy-dolzhnosti-i-dolzhnosti-gosudarstvennogo-sluzhashchego.html

Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба Российской Федерации является одним из видов государственной службы и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Свое организационное оформление институт государственной гражданской службы получил после вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. В соответствии с ним государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на два уровня:

  1. федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  2. государственная гражданская служба субъектов РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, что предполагает установление единого законодательства, регулирующего порядок поступления, прохождения и прекращения государственной гражданской службы всех уровней, статусное положение государственного гражданского служащего и т.д.;
  3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Должность государственной гражданской службы представляет собой базовый элемент государственного органа, нормативно и организационно определенный и обособленный, обладающий частью компетенции государственного органа.

Она имеет первостепенное значение для лица, состоящего на государственной гражданской службе: предоставляет служащему конкретный объем прав, определяет общий размер денежного содержания, характеризует положение служащего в служебной иерархии.

Должностям государственной гражданской службы подчинены также и классные чины.

  • Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
  • Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.
  • В составе категорий выделяют следующие должности:
  • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

В составе групп выделяют:

  • высшие должности государственной гражданской службы;
  • главные должности государственной гражданской службы;
  • ведущие должности государственной гражданской службы;
  • старшие должности государственной гражданской службы;
  • младшие должности государственной гражданской службы.

Для замещения должностей государственной гражданской службы надо соответствовать квалификационным требованиям:

  1. к уровню профессионального образования;
  2. к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  3. к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
  1. В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования.
  2. В число квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
  3. Указом Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 г. № 11311 установлены следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для замещения:
  1. высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  2. главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  3. ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  4. старших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее трех лет стажа работы по специальности;
  5. младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.
  • Стаж государственной гражданской службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемым Президентом РФ.
  • Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа Президента РФ «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».
Читайте также:  Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ккт

Наименования должностей федеральной государственной гражданской службы, а также их регистрационные номера (коды) установлены Указом Президента РФ «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=34803

Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения

  • ID: 33732
  • Название работы: Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения
  • Категория: Доклад
  • Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Согласно ФЗ N 79 от 27 июля 2004 года О государственной гражданской службе в РФ Государственная гражданская служба Российской Федерации вид государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов Российской Федерации лиц замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц замещающих…

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2013-09-06
  3. Размер файла: 33.5 KB
  4. Работу скачали: 32 чел.

69. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, порядок прохождения.

  • Согласно ФЗ N 79 от 27 июля 2004 года « О государственной гражданской службе в РФ», Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
  • Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
  • Принципами гражданской службы являются:
  1.  приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2.  единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  3.  равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  4.  профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5.  стабильность гражданской службы;
  6.  доступность информации о гражданской службе;
  7.  взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8.  защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Порядок прохождения государственной гражданской службы:

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

  1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются:
  2. 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу  работы по специальности;
  3. 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей
  4. 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  5. 4) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и др.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

  • По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
  • 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

  1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, — должности гражданской службы категории «руководители».
  2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
  3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=33732

Понятие государственной гражданской службы

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
  • Таким образом, политические руководители непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это их исполнение.
  • Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации).

При классификации принципов государственной службы целесообразно выделять три группы принципов: конституционные, организационные и вспомогательные. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев. В реальной жизни гражданские служащие руководствуются еще и вспомогательными принципами, которые разбросаны в различных нормативных документах. Основными принципами гражданской службы являются:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5) стабильность гражданской службы;

Гражданская служба только тогда приносит пользу обществу и людям, когда в основу ее деятельности кладется принцип стабильности, поскольку она составляет костяк, несущую конструкцию государственного управления. И потому, хотя бы в своей главной части, призвана работать на постоянной основе.

6) доступность информации о гражданской службе;

Принцип гласности в осуществлении государственной службы, закрепленный в действовавшем ранее законодательстве, но на практике так и не ставший основополагающим в работе государственного аппарата, в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ существенно сужен и касается только одного из аспектов данного принципа — доступности информации о гражданской службе.

  • 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Из девяти принципов государственной гражданской службы к числу конституционных относятся первый и третий, а к числу организационных — остальные.

Отличием от предшествующих принципов организации государственной службы является исключение принципа внепартийности государственной службы.

Это значит, что государственный гражданский служащий сможет заниматься партийной деятельностью, но неизвестно на каких основаниях и какими способами будет реализовываться данное право.

Источник: https://studwood.ru/847211/pravo/ponyatie_gosudarstvennoy_grazhdanskoy_sluzhby

Ссылка на основную публикацию