ФНС может использовать материалы полиции при проверках

Мы продолжаем серию статей о том, как бизнесу защитить себя при проверках (статью о документах при выездных проверках смотрите тут, о неналоговых ревизиях — тут). В этой статье своим опытом делится эксперт, который проводит стресс-тренинги по подготовке сотрудников предприятий к обыскам и осмотрам в процессе выездных мероприятий налоговиков вместе с полицией. Мы провели опрос в нашей группе в Фейсбук. Спросили, что именно вызывает страх в приближающейся выездной налоговой проверке. ФНС может использовать материалы полиции при проверках

Первое, что показал опрос, — люди стараются обходить такие темы стороной. До сих пор тема проверок бизнес — это нечто на грани паники и неуверенности в том, что такое мероприятие закончится без последствий для компании. Ну, а те, кто ответили, в основном, жалеют время на проверку и боятся неадекватности проверяющих и того, что они могут найти.

Для тех, кто не хочет раскрывать карты, на «Клерке» создан анонимный опрос.

Итак, переходим к тому, как вести себя при совместных проверках налоговиков и полиции.

В последнее время ситуация в сфере налогового контроля за деятельностью подопечных все более и более напоминает «лихие 90-е», когда широкомасштабно устраивались маски-шоу. Примерно с 2014 года эта тенденция опять начала набирать обороты: налоговая приходит на проверки либо уже с сотрудниками полиции, либо в решении о проверке они вписаны, как участники проверяющей группы.

И если налоговая пришла вместе с сотрудниками полиции в офис, то… мягко говоря, наблюдается некий ажитоаж. А, если говорить точнее, то офис впадает в крайнюю степень паники.

Конечно, есть морально устойчивые и закаленные в 90-е «бойцы», прошедшие тогда в бизнесе уже все. И им уже ничего не страшно. Но, как показывает практика и мой собственный опыт, далеко не все могут владеть собой.

А самое главное, практически никто не знает, как вести себя в такой ситуации?

Единственное положительное отличие шмона 90-х от сегодняшних спецопераций налоговиков состоит в том, что дальновидные бизнесмены предпочитают заранее подготовить коллектив, обучить, что и как нужно делать – проводят стресс-тренинги. Вот о таких мероприятиях мы и поговорим сегодня. Также Вы получите информацию о том, как вести себя в разных ситуациях. Поэтому дочитайте до конца.

Расскажу на примере. Москва. Офисный центр. Время – второго завтрака перед обедом. Группа 5-7 человек. Все в штатском. По заранее оговоренному только с руководителем (или руководителем и главбухом) времени, стремительно появляемся в офисе. Говорим, чтобы все оставались на своих местах. Народ с чашками и булками во рту застывает с большими глазами. А мы быстро двигаемся в сторону финансовых служб организации. Озвучиваем, что проводится осмотр помещения в рамках оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). И далее, приступаем к осмотру помещения – обычно бухгалтерии.

Такой своеобразный квэст.

Со стороны руководства – понимание, кто эмоционально не готов к такой ситуации и не может управлять собой. И самое главное, какую должность занимает этот сотрудник и какой информацией по деятельности компании обладает. Далее руководитель, исходя из полученной информации примет решение, обучать этого сотрудника далее с целью повышения его стрессоустойчивости или перевести на другую работу.

Со стороны персонала – люди получают ценную информацию о том, как необходимо вести себя в таких ситуациях. А знание, как правило, формирует большую уверенность в себе. И несет спокойствие. Человек уже не так легко впадает в панику.

Итак, по моему опыту, в большинстве случаев оперативники приходят в офис компании для обследования помещений, в остальных (примерно 5 случаях из 100) – для проведения обыска.

Обследование производится в рамках Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пока не заведено уголовное дело, но есть оперативная информация, которую необходимо проверить.

В этом случае подтверждающим полномочия документом является постановление на обследование помещения (зданий, сооружений, территории, автотранспортных средств).

Копию данного документа представителю юридического лица обязаны предоставить, в чем получатель должен расписаться. Пока документ отсутствует – Вы ничего не подписываете.

Обследовать могут не только помещения, но и любую территорию и транспортные средства. Поэтому прятать документы однодневок в багажнике машины — не самая лучшая идея. Хотя и более дальновидная, чем держать их у себя в кабинете в шкафу.

На самом деле при обследовании помещений представители полиции могут делать очень немногое.

При проведении обследования сотрудники полиции осуществляют лишь визуальный осмотр помещения, а свои наблюдения заносят в акт обследования.

Например, имеют право осмотреть только открытые поверхности – документы, предметы. Закрытые сумки, шкафы, тумбочки, сейфы – недоступная территория.

Часто хитрят: просят открыть и в некоторых случаях люди пугаются и действительно открывают дверцы и замки и сами создают открытые поверхности. Поэтому при осмотре, в первую очередь, необходимо сохранять спокойствие, не пугаться и ничего не открывать.

Никто не вправе заставить работников сделать это. Иногда просят выложить содержимое сумки на стол. Это делается для того, чтобы, например, найденный при этом жесткий диск, флеш-накопитель зафиксировать в акте обследования, как «изъятый с рабочего места».

При обследовании обычно изымается в компании «все, что плохо лежит». Особый интерес представляют тетрадки, ежедневники и блокноты, в которых может вестись учет «черного нала».

Обязательно изымут флеш-накопители, съемные жесткие диски и иные носители информации. В отношении компьютеров возможно как их полное изъятие, так и изъятие только жестких дисков.

И, естественно, внимание оперативников привлекут различные печати, не относящиеся к компании, бланки, первичные документы.

Все интересующие полицейских предметы складываются в одно место – начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных сотрудников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около ксерокса, документами, найденными в мусорных корзинах сотрудников и т.д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике оперативники понятых приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах, реже берут в понятые рядовых сотрудников компании.

Далее составляется акт обследования. В нем указываются исходные данные обследования, реквизиты постановления, имена и должности проверяющих, данные понятых. В описательной части – проведенные действия и что установлено в ходе обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить представителю организации.

Часто полицейские забывают о том, что изъятые предметы и документы должны быть оформлены отдельным документом, а не просто вписаны в акт.

Так, согласно Закону об ОРД, если в ходе обследования что либо изымается, то должен составляться еще один документ – протокол изъятия, но не опись, как это часто встречается. В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято – из какого помещения или с какого рабочего места.

Копия протокола также должна вручаться представителю компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Если оперативники зашли удачно, то они за раз могут изъять в одном месте весь «букет» доказательств незаконного обналичивания денег.

Что будет в этом улове — зависит от того, насколько мало внимания руководство обследуемой компании уделяло элементарной информационной безопасности и отлаживанию процессов движения и защиты информации и документов (в ближайшее время мы подготовим статью о защите информации в таких ситуациях — Примеч. ред.). А также от того, какая работа была проведена оперативниками ранее и что они узнали в результате иных действий.

При обследовании помещений лучше отпускать людей с работы, по крайней мере, низовое и среднее звенья. На обед, по домам, особенно, если это вторая половина дня. Меньше шансов, что кто-то что-то лишнее скажет, разблокирует, откроет, скажет пароль. Но при обыске это может не сработать – следователь вправе запретить покидать помещение.

Обычно прямо в ходе обследования параллельно производятся опросы сотрудников. Во-первых, используют фактор внезапности. Сотрудники еще не успели ничего придумать. Во-вторых, фактор стресса. Это позволяет получить максимум информации.

Здесь по ситуации. Советую действовать следующим образом: прийти, дать паспорт. Заполняется анкета – первая страница. Там стоит фраза «Сущность ст. 51 Конституции РФ мне разъяснена».

Сотрудник сообщает, что хочет воспользоваться этой статьей. Однако здесь не следует путать опрос в полиции и допрос в ходе выездной налоговой проверки.

Вот там лучше давать показания, иначе будет не очень хороший акт.

Обыск является более продолжительной и совсем иной по своей сути процедурой и проводится при наличии возбужденного уголовного дела и постановления на его проведение (ст. 182 УПК РФ).

И сразу дам совет: в законе не написано, что Вы вправе требовать копию постановления или Вам должны ее предоставить. И в Вашей просьбе могут отказать, сославшись на тайну предварительного расследования.

Но существует небольшой нюанс — внизу документа имеется строка «с настоящим постановлением ознакомлен» и следователь сильно заинтересован получить в ней Вашу подпись.

А значит, перед тем как ее поставить, Вы берете чистый лист бумаги и переписываете все, что написано в постановлении.

А мы продолжаем. Например, если при обследовании на предложение открыть сейф, Вы можете отказаться, то при обыске, не дадите ключи – сейф вскроют. Также и в отношении помещений, куда, допустим, Вы не хотите впускать полицию и следователя.

Обыск в жилище, а также в загородном доме, на даче производится по решению суда.

До начала обыска, обычно, следователь предлагает выдать все добровольно. Если Вы не желаете, то начинается само «действо».

А вот досмотр личных вещей проводят только с участием понятых и оперативника того же пола, что и человек, который подвергается досмотру. Женщины в этом плане в привилегированном положении: как правило, приходящие в офис оперативники – это мужчины.

Значит, женщина может сослаться на то, что ей неудобно показывать содержимое сумки. Как правило, при таком ответе интерес пропадает, но не в случае, если оперативник заметил, что в женскую сумку что-то положили – флешку, печать, документ.

Поверьте, и понятых найдут, и вызовут оперативника нужного пола, и проведут досмотр в соответствии с законом.

Как бы ни было страшно, в таком случае необходимо помнить о трех вещах.

Не нужно полицейским (следователям) помогать в их работе.

Все, что они имеют право сделать в ходе проверки, они вправе сделать и без Вашей помощи. Оперативники зачастую просят самих сотрудников что-либо сделать: «откройте, пожалуйста, ящики столов», «покажите нам, что у Вас в сумочке», «введите пароли на всех компьютерах». Выполнять такие просьбы небезопасно.

Читайте также:  Отмена платы за предоставление первичных документов и другие изменения в сфере закупок

Имеется существенная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании по его просьбе.

Часто на практике, если полицейские не уверены в своих полномочиях, то просят это сделать сотрудников офиса, причем иногда даже грозным голосом.

Таким образом, на любую просьбу «ввести пароли», «принести», «открыть», «подержать» лучше иметь такой ответ: «Извините, я не юрист, если Вы имеете право это сделать, то, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас. Благодарю за понимание».

Не нужно проверяющим мешать выполнять свои обязанности. Бывает, что среди сотрудников компании находятся вдруг некие «борцы за справедливость», пытающиеся противодействовать, как им кажется, незаконным действиям полицейских.

Случалось, что такие сотрудники физически препятствовали входу в помещение, выхватывали у полицейских личные вещи сотрудников компании, которые, на их взгляд, трогать незаконно. Однако всегда это заканчивалось силовым противодействием. В итоге полицейские получали то, что хотели, а потом часто инициировали возбуждение уголовных дел по нападению на сотрудников полиции при исполнении.

В таких случаях для сотрудников компании безопаснее физически не противодействовать полицейским. Даже если их действия выходят за рамки закона.

Правильнее будет запомнить в деталях, кто, что и как делал, что говорил и т.д. И обратить на это внимание своих коллег, чтобы они тоже запомнили.

И уже после ухода проверяющих подготовить грамотные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских с помощью юристов.

запоминать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими.

Более того, если сотрудники кроме запоминания ничего больше делать не будут, а все сделают сами полицейские, то для компании это лучший вариант развития событий при проверке.

Чтобы исключить появление оперативников в офисе можно порекомендовать организации проявлять должную осмотрительность. Как это не парадоксально, но бизнесмены не спешат заниматься собственной безопасностью.

Очевидно, рассчитывают на русский «авось», а это неправильно. В данном случае, лучше как раз поволноваться заранее.

Запросив документы у контрагента, компания при налоговой проверке, тем более на процессе, сможет закрыться ими как щитом.

Кроме того, очень часто фактором риска становится обиженный уволенный сотрудник. Это счастье для проверяющих. Поэтому компаниям можно рекомендовать еще одну профилактическую меру – расставаться с людьми по-хорошему.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/461401/

Налоговики в погонах

Соловьев допускает, что совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей «договориться» — во время таких проверок происходит только поиск нарушений.

«Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект — их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес», — говорит Роман Терехин, управляющий партнер бюро «Деловой фарватер», которое специализируется на защите бизнеса при налоговых проверках. Когда у проверяющих больше прав, то появляется и гораздо больше возможностей для выявления правонарушений и доначисления налогов, объясняет Терехин.

Но есть и обратная сторона: при совместных проверках возрастает не только эффективность, но и агрессивность. «Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред», — отмечает Терехин.

В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция — орган, который «отвечает» за «закошмаривание» бизнеса, этот метод до сих пор жив и применяется, «бывают злоупотребления», сожалеет он.

По его словам, во время выездных налоговых проверок полицейские часто запрашивают документы — не в интересах самой проверки, а в рамках своих оперативно-разыскных мероприятий, позже эти документы в эту выездную проверку могут даже не попасть.

«И как их потом будут использовать, мы заранее не знаем», — сетует Терехин.

Едва ли результаты совместных налоговых инспекций говорят о более глубоких и компетентных проверках, скорее, наоборот, это показатель того, что вряд ли целесообразно привлекать силовые органы к проверкам, в которых требуются специалисты, а не угрозы, считает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Реальные налоговые доначисления могут осуществить только компетентные сотрудники ФНС, а никак не полицейские, говорит он. Но в присутствии полицейских предприниматели чаще готовы согласиться с доначислениями, чтобы не создавать угрозу последующих, более жестких проверок, отмечает Назаров. «Мне кажется, при внешней видимости позитивного результата в целом для экономики и инвестиционного климата такие совместные проверки являются, скорее всего, отрицательным фактором», — полагает собеседник РБК.

Лучше сами

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно, свидетельствуют данные Финансового университета. В 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41331 (16%), в 2014 году — в 7123 из 35758 (20%), в 2015 году — в 6460 из 30663 (21%).

Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских, подтверждает пресс-служба ФНС. Служба не ставит цели все проверки проводить совместно с органами МВД, это нецелесообразно, сказано в ответе ФНС на запрос РБК.

Существенное количество проверок с суммой доначислений выше среднего проводится налоговыми органами самостоятельно, отмечают налоговики.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов.

Налоговики просят участия полиции, в частности, когда нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля (выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений), содействие сотрудникам ФНС, если их деятельности препятствуют или требуется защита их жизни и здоровья при проверках, следует из разъяснений пресс-службы ФНС.

Налоговики привлекают к проверкам полицейских, когда видят явные признаки налоговых преступлений, когда информацию о нарушениях получают из правоохранительных органов, но чаще всего — «когда им страшно», а в остальных случаях предпочитают действовать самостоятельно, объясняет Соловьев. «Есть же разные налогоплательщики — кто-то может и на порог не пустить. То есть это некая силовая составляющая», — говорит ученый. Полицию зовут, когда компания саботирует взаимодействие — не дает документы, сотрудники не являются на допросы, а полиция в отличие от налоговиков может проводить обследования, вызывать людей для дачи объяснений, приходить к ним домой, чтобы вручить повестки, согласен Терехин. Но полиция, по его словам, и сама может включаться в любые выездные проверки — в частности, если имеет какую-то информацию о налогоплательщике.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока, отмечают исследователи, уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев.

Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления — налоговики не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение — все, что для документирования преступлений использует полиция, объясняет Соловьев.

При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения уголовных дел по налогам, согласно которому Следственный комитет получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий, констатируют исследователи. В течение 2015 года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи — с 3102 до 4568.

«Это же не потому произошло, что налоговики стали слать больше материалов в Следственный комитет. Следственный комитет сработал лучше, потому что стал получать дополнительные материалы из полиции», — рассуждает Соловьев.

По этой же причине существенно увеличились и объемы платежей в бюджет: общая сумма возмещенного ущерба при доследственных проверках и расследованиях налоговых преступлений в 2015 году составила 14,9 млрд руб. Рост — на 86%.

Итальянский рецепт

Основываясь на всех этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости «значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности».

Идеальным вариантом они считают введение «единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений».

Это можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа (финансовой полиции), полагают исследователи.

В качестве удачного примера ученые приводят Финансовую гвардию в Италии (Guardia di Finanza). Согласно ее годовому отчету, в 2015 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд.

В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России, отмечают они.

То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза, подсчитали ученые.

Назад в будущее

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был — Налоговая полиция. Она была создана в 1992 году и ликвидирована в 2003-м. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с «Газпромом», который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на «десятки миллиардов рублей».

Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40–50 тыс. дел, напоминает Соловьев. При этом, как и сейчас, существовал институт освобождения от уголовной ответственности при уплате сокрытых налогов — и поступления в бюджет были огромными, отмечает собеседник РБК.

Он подтвердил, что ученые обсуждают возможность предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений. Но, по его словам, это не будет предложено «как императив» — лишь как возможность.

«Но если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось «на одном дыхании», — аргументирует Соловьев. Таким было устройство Налоговой полиции, напоминает он, но речи о возврате именно того института с его «пугающей репутацией» не идет. В отличие от 1990-х годов сейчас гораздо больше возможностей набрать в единый орган действительно грамотных специалистов, объясняет Соловьев.

Налоговая полиция по большому счету не исчезла, обращает внимание Терехин: после ряда трансформаций в МВД сохранились специализированные оперативно-разыскные части, занимающиеся именно налоговыми преступлениями.

Если речь пойдет об объединении этих подразделений с ФНС, то нужно учитывать, что и у тех и у других еще множество иных задач, помимо противодействия налоговым преступлениям, напоминает эксперт.

Если слить это все в единое ведомство, получится, скорее всего, очень неповоротливый гигант — очередное сверхсиловое ведомство, которое создается больше под руководителя, чем под задачу, считает Терехин.

Если же выделить специальные функции из ФНС и МВД, то «борозда», которая сейчас проложена между ФНС и МВД, по сути, проляжет внутри ФНС — например, между соседними отделами камеральных и выездных налоговых проверок, предсказывает собеседник РБК.

Простого решения в этом вопросе нет, считает Терехин, структурно лучше ничего не менять, а лучше бороться за эффективность взаимодействия ФНС и МВД и за более четкие формулировки их прав и обязанностей.

К примеру, сейчас полиция при проведении ОРД по налоговым преступлениям использует те же методы, что и при расследовании убийств, указывает эксперт, хотя понятно, что подходы к «беловоротничковой» преступности должны быть совсем другими.

Ранее передать расследование всех экономических преступлений одному правоохранительному органу по примеру Италии предлагало само предпринимательское сообщество.

Предложение содержалось в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину за 2015 год, в его подготовке участвовали ведущие деловые организации.

Создание единого органа помогло бы изменить ситуацию с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, поскольку «2015 год характеризовался самым сильным за последние годы давлением уголовного закона на бизнес», рассудило бизнес-сообщество.

Но статистика совместных налоговых проверок, изученная Финансовым университетом, — лишнее свидетельство того, что к этой идее нужно относиться осторожнее, считает Назаров (был автором главы доклада Титова, в которой содержалось предложение о едином органе). Есть риск, что такое единое ведомство окажется скорее силовым, чем аналитическим, поясняет он.

Если добавить силовой аспект в нынешнюю достаточно сбалансированную налоговую политику, то есть опасность возврата в 1990-е, когда налоговое ведомство воспринималось как жесткий фискально-силовой орган, чьи действия часто приводили к необъективным результатам по доначислениям, в результате чего многие компании просто перестали существовать, напоминает сопредседатель «Деловой России».

Никаких действий для реализации идеи создания единого органа по борьбе с экономическими преступлениями не предпринималось, сказал РБК источник, близкий к Титову. Ученые свою идею с чиновниками не обсуждали, уточнил участник исследования Финансового университета. В ФНС об участии ведомства в подобных обсуждениях сообщили, что вопрос не входит в компетенции ведомства.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/07/2016/5788babe9a794748da38c6dd

Когда полиция участвует в налоговой проверке?

Налоговая проверка – одно из самых неприятных мероприятий для любого бизнесмена, будь то ИП или юридическое лицо. Последнее время ФНС излишне тщательно контролирует деятельность компаний всех уровней, регулярно добавляя к уже уплаченным налогам недоимки или же вовсе выявляя признаки умышленного уклонения от уплаты внушительных сумм налогов.

Читайте также:  Подача заявления в загс на регистрацию брака

Запросы документов, выездные проверки, штрафы, пени, риск уголовной ответственности – все это тратит массу нервов, времени и денег налогоплательщика.

Ситуация усугубляется еще больше, когда к проверке подключается полиция – отдел борьбы с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (ОЭБиПК).  Чаще всего эта служба вступает в дело, когда у налоговиков есть основания подозревать налогоплательщика в махинациях, мошенничестве или же уклонении от уплаты налогов в крупном размере.

ВАЖНО: В 2018 году поводом для возбуждения уголовного дела может послужить доначисление налогов и сборов общей суммой в 5 миллионов рублей для компаний и 900 тысяч рублей для ИП. При этом в эту сумму не входит «утаенные» НДФЛ с сотрудников компании.

Участие полиции в налоговой проверке: порядок

Прежде чем выехать по месту нахождения плательщика, налоговые органы проводят предварительной анализ компании.

И если что-то им покажется подозрительным настолько, что запросом документом не ограничиться – принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Чаще всего причиной столь пристального внимания становятся выявленные незаконные схемы уклонения от уплаты налогов (в том числе через АСК-НДС) или явные махинации с участием фирм-однодневок, в результате которых налогоплательщику удалось утаить часть дохода.

Решение оформляется документально руководителем ИФНС, проводящей проверку. Если для участия привлекается ОЭБиПК, то в решение обязательно заносятся ФИО и должности всех проверяющих сотрудников, включая представителей полиции.

Юристы уверены: если с налоговиками пришли люди, не перечисленные в решении – их смело можно не пускать на порог офиса. Не стесняйтесь запрашивать удостоверения и сличать их с данными, указанными в решении о проведении проверки. Вы имеете на это полное право!

Зачем нужно участие полиции?

После упразднения Налоговой полиции, оставшиеся «гражданские» налоговики значительно потеряли в объёме полномочий по различным оперативным мероприятиям. Полицейские имеют гораздо более обширный комплекс инструментов для выявления правонарушений, включая:

  • Допрос сотрудников компании;
  • Выемку документации, отчетности;
  • Проведение обыска;
  • Осуществление розыскных мероприятий;
  • Получение доступа на территорию компанию по решению суда и т.д.

Все это делает сотрудников полиции весьма эффективными помощниками налоговикам.

Юристы настоятельно советуют проверять все акты, объяснения и иные документы, составляемые ФНС и предоставляемые вам на подпись. Там в обязательном порядке должно быть отражено участие полиции.

Но если отразить участие полицейских в документах забыли  – не спешите напоминать об этом налоговикам, а лишь попросите копию документа для сведения. Результаты проверки можно будет попробовать оспорить по формальным основаниям в этом случае.

Когда ОЭБиПК вступают в процесс проверки?

Возможны два варианта:

  1. ФНС изначально привлекает сотрудников  полиции для участия в проверке и прибывает «на объект» уже с решением, где перечислены помогающие им полицейские.
  2. Полицейские привлекаются в ходе проверки по дополнительно оформленному решению руководителя ИФНС об изменении перечня участвующих в проверке сотрудников. Такое решение принимается ввиду каких-то обстоятельств, обнаруженных при проверке и могущих заинтересовать полицию (например, сумма выявленной неуплаты налога подошла «впритык» к уголовному делу).

Если в ходе проведения ВНП налоговики решили пригласить полицейских – вам вручат лишь решение об изменении состава участников проверки. Уведомлять заранее, предупреждать и уж тем более спрашивать вашего дозволения никто не обязан. Это же прописано и в письме ФНС от 21.03.2018 № ЕД-19-2/69@.

Могут ли полицейские проверять уплату налогов сами?

Могут. Помимо двух вариантов участия в проверке вместе с ФНС есть и третий вариант – когда налоговую проверку проводят только сотрудники полиции. Это возможно, если им стало известно о фактах махинаций с налогами в вашей компании.

А сообщить эту информацию может кто угодно – бывший раздосадованный коллега или уволенный директор, вышедший на пенсию главбух или предприимчивый конкурент. Могут сообщить просто так, вслепую, в надежде, что у вас есть проблемы.

Но органы будут проводить проверку и если даже что-то найдут – вы об этом не узнаете.

Механизм проверки полицейскими без участия налоговой следующий:

  • ОЭБиПК поручается проведение проверки поступившей информации об уклонении от уплаты налогов;
  • Заводится материал доследственной проверки;
  • Правоохранители запрашивает информацию из ФНС и других организаций, банков;
  • Проводится анализ поступившей информации;
  • На основании результатов анализа решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

О том, что с вашим бизнесом работает полиция, вы узнаете уже после возбуждения уголовного дела или первых допросов сотрудников. В особо серьезных случаях к вам сразу приедут «маски-шоу» для выемки документов и обыска, а вас по факту ознакомят с постановлением о возбуждении уголовного дела, вручат его, а заодно покажут постановление о проведении выемки.

Закрывать офис, жечь бумаги, стирать данные и выкидывать тетрадь с черной бухгалтерией будет поздно – полицейские уже все посчитали и приехали за «доказухой». Если они нашли неуплаченные налоги по бумагам, представленным в налоговую, «чистка» ваших архивов уже не поможет. Лучше скорее обращайтесь к юристам по защите бизнеса, от них проку будет в разы больше.

Примечание: ФНС, проводя камеральную проверку уплаты налогов, может выявить недоплаченные суммы и выставить доначисление. Если размер неуплаты превысит порог, необходимый для возбуждения уголовного дела, материалы будут переданы в полицию по инициативе ФНС. Вас об этом, кстати, снова не уведомят – сюрприз будет после возбуждения дела!

Как уберечься от проверки со стороны полиции?

Только уплачивая налоги в срок и в необходимом объеме. Любые схемы уклонения от уплаты налогов, даже самые совершенные, рано или поздно попадают в поле зрения правоохранительных органов. И если с вами случилась такая неприятность – немедленно заплатите налоги, даже если уголовное дело уже возбуждено.

Активное сотрудничество со следствием поможет получить минимальное наказание за нарушение или даже добиться прекращения дела ввиду деятельного раскаяния. Если же доначисления сделаны незаконно – обращайтесь за помощью к нашим юристам и будьте готовы отстаивать свои права и интересы.

Источник: https://jurist-info.ru/articles/kogda-policiya-uchastvuet-v-nalogovoj-proverke

Взаимодействие ФНС и МВД — практический аспект

В предыдущей статье мы затронули теоретическое обоснование механизма взаимодействия Федеральной налоговой службы при осуществлении полномочий контролирующего органа за исполнением налогового законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности с правоохранительными органами. Посмотрим, как это работает на практике.

Итак, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где осуществляется предпринимательская деятельность и в других формах, установленных НК РФ.

Сотрудники органов внутренних дел наряду с сотрудниками налоговых органов могут участвовать в проведении налоговых проверок.

Правовой основной участия работников полиции в проведении налоговых проверок является: п.1 ст. 36 НК РФ, прямо предусматривающий возможность направления инспекцией запроса в компетентные органы внутренних дел с целью выделения сотрудников, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и  Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных проверок (утв. совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 ).

Законной совместная налоговая проверка будет в следующих случаях:

  • при наличии у сотрудников налоговых инспекций необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
  • при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые в налоговые органы направили органы внутренних дел;
  • при необходимости участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
  • при необходимости в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей;
  • при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость (далее — НДС), акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению.

К примеру, необоснованное возмещение НДС может быть выявлено в результате неправомерного заявления налоговых вычетов в более раннем по сравнению с налоговым периодом возникновения права на налоговый вычет;

  • при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:
  • если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);
  • при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.
  • при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Таким образом, выделяем две группы оснований:

  •  совместное участие органов внутренних дел и налоговых органов в проведении выездных проверок по запросу последних;
  • при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, направление органами внутренних дел материалов в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В соответствии с названной выше Инструкцией сотрудники полиции принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Запросы в полицию должны представляться в письменном виде с указанием даты, времени и места проведения проверки, а также определять роль сотрудников полиции при ее проведении. В состав рабочей группы по проведению выездной налоговой проверки сотрудники полиции могут быть включены по решению начальника органа внутренних дел.

Ими могут быть и лица, которые ранее привлекались к проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении проверяемого. (В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 2010 г.

N ВАС-9906/10, судебные органы не исключают возможности участия такого сотрудника полиции в проведении выездной налоговой проверки).

Важно: Участие сотрудников полиции в выездной налоговой проверке является законным, если они будут указаны в решении о проведении проверки в составе бригады проверяющих.

Читайте также:  Утвержден перечень документов для признания постройки самовольной

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и сотрудников оперативных подразделений;
  •  назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
  •  необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемки документов, проведения исследования, опроса, осмотра помещений и др.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Сотрудники полиции при осуществлении совместных налоговых проверок имеют право осматривать производственные, складские и иные помещения хозяйствующих субъектов, изымать документы с обязательным составлением протоколов изъятия при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, опечатывать помещения, кассы, места хранения документов, денег, материальных ценностей и другие. Данные действия проводятся в присутствии понятых и представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копии постановления, протоколов, описей, составленных в результате осуществления указанных действий.

Одним из самых результативных способов получения информации о фактических обстоятельствах правонарушений является допрос.

На допрос может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Лицо должно быть допрошено в соответствии с требованиями ст.90, 99 НК РФ, его пояснения зафиксированы в протоколе допроса; должна быть сделана отметка о предупреждении лица об ответственности за дачу заведомо ложной информации.

При этом проведение допроса сотрудником органов внутренних дел будет считаться правомерным лишь в том случае, если было выполнено условие включения такого сотрудника в состав проверяющих.

В Постановлении ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10 по делу N А40-118797/09-118-940 суд указал, что, поскольку сотрудники органов внутренних дел не участвовали в проведении выездной налоговой проверки, они не имели полномочий проводить допрос свидетелей. Следовательно, протоколы допроса не являются надлежащими доказательствами.

Если налогоплательщик оказывает явное противодействие надлежащему порядку проведения налоговой проверки и имеются основания полагать, что часть документов и информации будут скрыты, сотрудники полиции могут произвести выемку соответствующих документов и предметов (к примеру, компьютеров).

Эффективным контрольным мероприятием может являться также осмотр помещений. Так, невозможность хранения товара может быть подтверждена протоколом осмотра соответствующих помещений (несоответствие условий хранения, маленький размер помещения), а отсутствие организации по юридическому адресу протоколом осмотра юридического адреса.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, составляется в трех экземплярах, подписывается участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, кроме сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его представителем). Проверяемому лицу необходимо вручить подписанный акт проверки. При этом, если лицо уклоняется от получения акта, об этом делается соответствующая запись в акте, сам акт направляется почтой по юридическому адресу или месту жительства лица.

При наличии разногласий между проверяющими лицами по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы, которым является представитель налогового органа. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

  • В случае если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки в орган внутренних дел не направляется.
  •  возбуждение производства об административном правонарушении.
  • При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.
  • При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, ОВД в установленном порядке в десятидневный срок со дня получения сведений направляют материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
  • рассмотрение вопроса о возбуждении или отказа в возбуждении уголовного дела в порядке ст.т.144-145 УПК РФ.

При вынесении постановления о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа незамедлительно направляют уведомление в налоговый орган.

В течение десяти дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление в ОВД о принятом решении — либо о назначении выездной налоговой проверки, либо об отказе от проведения мероприятий налогового контроля.

В Инструкции о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел предусмотрен перечень оснований для отказа налогового органа от принятия решения о проведении налогового контроля по материалам, направленным ОВД.

Таким основаниями являются:

  1. отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  2.  наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если в текущий период деятельность организации или физического лица, которыми, согласно материалам органа внутренних дел, были совершены налоговые правонарушения, ранее была проверена налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующие году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);
  3.  наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).
  4. Такие материалы ОВД вправе направить в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть обоснованность в отказе проведения налоговой проверки.

Важно: если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки состава преступления, налоговые органы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом на основании письменных запросов налоговые органы при необходимости представляют в ОВД дополнительную информацию.

По результатам их проверки при наличии признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа принимают решение о возбуждении уголовного дела по ст. 198-199.2 УК РФ, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.

В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам налогового органа, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет в налоговый орган уведомление об этом с приложением копии постановления. Также налоговый орган получает уведомление о направлении материалов по подследственности в другие правоохранительные органы.

Источник: http://apgmag.com/fns-i-mvd-praktichesryi-aspekt/

Взаимодействие федеральной налоговой службы с оперативными подразделениями органов внутренних дел при проведении налоговой проверки

В процессе применения форм налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с оперативными подразделениями полиции, входящими в систему исполнительной власти РФ. Правовой базой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а координируются их действия на основании заключенных между указанными органами межведомственных нормативно-правовых актов.

Осуществление контрольной деятельности со стороны государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия.

Можно быть уверенным, насколько четко выстроено и  налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов и обеспечение обязанностей по их уплате, а также не совершение налоговых преступлений и правонарушений.

При таком слаженном взаимодействии непосредственными целями налогового контроля является:

  • выявление налоговых правонарушений и преступлений;
  • предупреждение и пресечения их совершения в будущем;
  • обеспечение неотвратимости налоговой ответственности;

Взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами в целом, осуществляется в целях экономической безопасности Российской Федерации. Можно сказать, что совместная работа двух ведомств, т.е взаимодействие представляет собой комплекс определенных оперативных мер, которые сотрудники налоговой службы не могут обеспечить их эффективность без оперативных сотрудников экономической безопасности и противодействия коррупции полиции (МВД).

К формам совместного взаимодействие можно отнести: обмен информацией, проведение совместных проверок, проведение совместной аналитической работы на предмет налоговый нарушений, издание приказов и распоряжений, проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, совместные служебные расследования, осуществлять обмен опытом для обучения квалифицированных кадров двух ведомств.

В целях организации взаимодействия между полицией и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений был принят Приказ МВД РФ и ФНС от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

В 2010 году для более эффективной работы, было заключено «Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой» (утв. МВД РФ N 1/8656, ФНС РФ N ММВ-27-4/11 13.10.2010), их совместная работа может осуществляться по следующим направлениям:

выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции и т.д.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lx/91521

Ссылка на основную публикацию