Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда

В АССОЦИАЦИЮ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» поступает большое количество запросов от Членов, с просьбой разъяснить ситуацию относительно ограничений в 3 (Три) миллиона при участии на торгах.

В соответствии с Законодательством и Решением ФАС от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, СООБЩАЕМ:

В соответствии с частью 2.1.

Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей.

При этом, поскольку Градостроительный кодекс РФ не установил каких — либо ограничений, такие договора, с размерами обязательств не превышающими 3 (трех) миллионов рублей, с лицами не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, могут заключаться в том числе и с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В этом случае, говоря о  заключаемых договорах, с суммой обязательств не превышающих 3 (Трех) миллионов рублей, часть 2.1.

Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указывает не на начальную максимальную цену контракта, которая выставляется в качестве начальной при проведении торговых процедур, а указывает окончательно сформированную цену подписываемого контракта (договора), которая достигнута в результате проведения торгов.

  • Соответственно, зачастую возникает ситуация, когда начальная максимальная цена контракта иногда довольно значительно превышает 3 миллиона рублей, а в результате проведения торговых процедур окончательно сформированная цена контракта оказывается ниже либо равной 3-м миллионам рублей.
  • При этом, при проведении торгов с начальной максимальной ценой контракта более 3-х миллионов рублей, в качестве обязательного документа организатор торгов и Заказчик требует предоставление выписки из реестра саморегулируемой организации, подтверждающей членство такого лица в СРО.
  • И это зачастую автоматически ведет к отстранению от участия в торгах тех лиц, которые не являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако, эти лица готовы выполнить работы, которые являются предметом данных торгов за сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей с заключением соответствующего договора подряда (контракта), с ценой контракта не превышающей 3-х миллионов рублей.

Поскольку Градостроительный кодекс РФ прямо указывает, что освобождены от членства в саморегулируемых организациях лица, заключающие договора строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, то, соответственно,  начальная максимальная цена контракта более 3-х миллионов рублей не может являться законной причиной недопуска к торгам таких лиц, поскольку речь в законодательстве идет именно о договорах, заключаемых по результатам проведения торгов, т.е. имеется в виду окончательная сформированная в результате торгов цена контракта, которая может и не превышать сумму в 3 миллиона рублей.

Такая позиция подтверждается и Решением ФАС по Пермскому краю от 8 августа 2017 г.

по жалобе N 012159, которая четко указала, что в случае если участник аукциона   предлагает цену контракта не более чем 3 миллиона рублей у него отсутствует обязанность наличия членства саморегулируемой организации при выполнении работ на обозначенных выше условиях исполнения контракта. (Данное Решение Прилагается к настоящему Разъяснению).

  1. Иными словами, любой член АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» имеет право участвовать в торгах, если даже начальная цена контракта превышает Три миллиона рублей, если он представит в Аукционную комиссию свое предложение указывающее что он готово выполнить работу, являющуюся предметом торгов за сумму не превышающую 3 (Три) миллиона рублей.
  2. При этом следует заметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формулировка такова: если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, а следовательно при размере обязательств ровно в Три миллиона рублей, членство в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется!
  3. При этом большое количество должностных лиц, в своей деятельности и при проведение различного рода торговых процедур, неправильно трактуют Градостроительный кодекс РФ утверждая, в Градостроительном кодексе РФ указано «менее 3-х миллионов рублей», что является прямым нарушением действующего законодательства.

Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда
Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда
Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда

Источник: http://sf-sro.ru/news/razyasneniya-otnositelno-ogranicheni

Даны разъяснения о членстве в сро в случае смешанного договора подряда

Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда

В АССОЦИАЦИЮ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» поступает большое количество запросов от Членов, с просьбой разъяснить ситуацию относительно ограничений в 3 (Три) миллиона при участии на торгах.

В соответствии с Законодательством и Решением ФАС от 8 августа 2017 г. по жалобе N 012159, СООБЩАЕМ:

В соответствии с частью 2.1.

Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей.

При этом, поскольку Градостроительный кодекс РФ не установил каких — либо ограничений, такие договора, с размерами обязательств не превышающими 3 (трех) миллионов рублей, с лицами не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, могут заключаться в том числе и с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В этом случае, говоря о заключаемых договорах, с суммой обязательств не превышающих 3 (Трех) миллионов рублей, часть 2.1.

Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ указывает не на начальную максимальную цену контракта, которая выставляется в качестве начальной при проведении торговых процедур, а указывает окончательно сформированную цену подписываемого контракта (договора), которая достигнута в результате проведения торгов.

  • Соответственно, зачастую возникает ситуация, когда начальная максимальная цена контракта иногда довольно значительно превышает 3 миллиона рублей, а в результате проведения торговых процедур окончательно сформированная цена контракта оказывается ниже либо равной 3-м миллионам рублей.
  • При этом, при проведении торгов с начальной максимальной ценой контракта более 3-х миллионов рублей, в качестве обязательного документа организатор торгов и Заказчик требует предоставление выписки из реестра саморегулируемой организации, подтверждающей членство такого лица в СРО.
  • И это зачастую автоматически ведет к отстранению от участия в торгах тех лиц, которые не являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако, эти лица готовы выполнить работы, которые являются предметом данных торгов за сумму, не превышающую 3-х миллионов рублей с заключением соответствующего договора подряда (контракта), с ценой контракта не превышающей 3-х миллионов рублей.

Поскольку Градостроительный кодекс РФ прямо указывает, что освобождены от членства в саморегулируемых организациях лица, заключающие договора строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, то, соответственно, начальная максимальная цена контракта более 3-х миллионов рублей не может являться законной причиной недопуска к торгам таких лиц, поскольку речь в законодательстве идет именно о договорах, заключаемых по результатам проведения торгов, т.е. имеется в виду окончательная сформированная в результате торгов цена контракта, которая может и не превышать сумму в 3 миллиона рублей.

Такая позиция подтверждается и Решением ФАС по Пермскому краю от 8 августа 2017 г.

по жалобе N 012159, которая четко указала, что в случае если участник аукциона предлагает цену контракта не более чем 3 миллиона рублей у него отсутствует обязанность наличия членства саморегулируемой организации при выполнении работ на обозначенных выше условиях исполнения контракта. (Данное Решение Прилагается к настоящему Разъяснению).

  1. Иными словами, любой член АССОЦИАЦИИ «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «СТРОИТЕЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» имеет право участвовать в торгах, если даже начальная цена контракта превышает Три миллиона рублей, если он представит в Аукционную комиссию свое предложение указывающее что он готово выполнить работу, являющуюся предметом торгов за сумму не превышающую 3 (Три) миллиона рублей.
  2. При этом следует заметить, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ формулировка такова: если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 (трех) миллионов рублей, а следовательно при размере обязательств ровно в Три миллиона рублей, членство в саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется!
  3. При этом большое количество должностных лиц, в своей деятельности и при проведение различного рода торговых процедур, неправильно трактуют Градостроительный кодекс РФ утверждая, в Градостроительном кодексе РФ указано «менее 3-х миллионов рублей», что является прямым нарушением действующего законодательства.

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/dany-razyasneniya-o-chlenstve-v-sro-v-sluchae-smeshannogo-dogovora-podryada/

Статьи

Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик. 

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.

Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.

2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Какие документы нужны для регистрации по месту жительства?

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.

Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.

Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ. 

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.

16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене. 

В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.

Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.

В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства. 

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.

2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.

53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.

В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так. 

Источник: http://44fz.ru/article/sro/

С 01 июля 2017 года отменяются допуски сро. а что взамен?

Новости госзакупок

Изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ федеральным законом от 03.07.

2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» кардинально меняют подход к требованиям, предъявляемым к подрядчикам, выполняющим строительные работы.

Так с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, все ранее выданные допуски теряют свою силу.

А что взамен?

Согласно новой редакции ч. 2 ст.

52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Следует отметить, что важен именно статус заказчика является ли он застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, поскольку если договор заключен с иным лицом работы по договорам строительного подряда, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В отношении самих подрядчиков заказчики должны требовать подтверждения членства в СРО, а не допуски выданные СРО. В зависимости от предмета закупки участник должен состоять в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства либо в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования);

А как подтвердить членство в СРО?

Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации (ст. 55.17 ГрК РФ). Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения саморегулируемой организацией такого реестра членов саморегулируемой организации на своем сайте в сети «Интернет».

Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.

Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Таким образом, на рассмотрении заявок проверяем выписку по сроку действия на момент окончания срока подачи заявок.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

В каких случаях требовать членства в СРО нельзя?

Если заказчик не имеет статуса застройщика, технического заказчика, лицом, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ).

Выполняются работы по текущему ремонту.

Планируется построить, провести капитальный ремонт, реконструкцию объекта определенного в п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (гаражи, объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; строения, сооружения вспомогательного использования).

Начальная максимальная цена контракта не превышает 3 миллионов рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ).

  • Пограничная цена в три миллиона рублей дает возможность участникам конкурентных закупок не имеющим членства в СРО участвовать в закупках на сумму большую чем 3 миллиона рублей, при условии, что они сумеют снизить НМЦК на торгах до заветной границы.
  • Каковы условия для участия в торгах членов СРО?
  • Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
  • 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее – компенсационный фонд);

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.

16 настоящего Кодекса.

Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Компенсационный фонд создается в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Важным критерием оценки соответствия участника закупки требованиям о членстве в СРО является совокупный размер его обязательств по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов.

Он не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду.

Информация об уровнях ответственности, предельных размерах обязательств по договорам и суммы взносов в компенсационный фонд указаны в статье 55.16 ГрК РФ.

Читайте также:  Сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности

Даны разъяснения о членстве в СРО в случае смешанного договора подряда

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 28 июн. 2017 г.

Источник: https://razvitie.expert/news/31

РТН: Объём обязательств члена СРО по смешанным договорам можно учитывать только в части, имеющей отношение к профилю члена

Продолжается дискуссия по поводу необходимости членства в проектных и изыскательских СРО при выполнении работ по смешанным договорам. На сей раз своё веское слово высказал Ростехнадзор.

Ведомство направило письмо за номером № 09-01-03/9316 от 17 октября 2018 года в ответ на запрос Национального объединения изыскателей и проектировщиков. На это обратил внимание наш подмосковный эксперт, которому мы и уступаем место на нашей трибуне.

***

В письме РТН (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.) отмечается, что, согласно части 11 статьи 55.

16 Градостроительного кодекса РФ, уровень ответственности члена саморегулируемой организации определяется в зависимости от предельного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Кодексом не установлен порядок определения совокупного размера обязательств по договорам подряда, в случае если контракт квалифицирован как смешанный договор, содержащий в себе элементы двух договоров на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации. Частью 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Если в договоре определено, что конкретизация и уточнение условий такого договора будут осуществляться путём заключения конкретизирующих договоров, предельная цена которых также установлена в договоре, то требования части 11 статьи 55.16 Кодекса учитываются по конкретизирующим договорам. Если в договоре не установлена предельная стоимость конкретизирующих договоров или стоимость работ по отдельным направлениям, то уровень ответственности определяется исходя из стоимости договора.

Таким образом, позиция РТН следующая – если в смешанном договоре предусмотрено раздельное оформление договорных обязательств по проектированию и изысканиям, то объём обязательств члена СРО можно учитывать только в части, имеющей отношение к профилю члена СРО.

Напомним, ещё в феврале 2018 года Минстрой на своей лад трактовал этот вопрос.

В частности, министерство отмечало, что «в случае, если предметом договора подряда, заключённого с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций – в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования».

Также по этому поводу периодически возникают споры с участием ФАС, региональных заказчиков и подрядчиков. Здесь мнения сторон также расходятся и к единому решению прийти пока не удалось. Подробно пример такой ситуации, с которой столкнулись проектировщики и изыскатели в Республике Карелия был рассмотрен вот этом материале.

ОТ РЕДАКЦИИ. Предлагаем нашим уважаемым читателям поделиться своим мнением по поводу данной проблемы – а как Вы думаете, в скольких СРО нужно состоять подрядчику, чтобы заниматься работами по смешанным договорам?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Письмо начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора Климовой М. А.

Источник: http://zanostroy.ru/news/2018/11/19/11480.html

Разъяснения Минстроя: трудности перевода

Саморегулируемая организация не несет ответственности за своего члена, если выполняемые им работы не требуют обязательного членства в СРО. К такому очевидному и общему выводу пришел Минстрой России, разбирая довольно непростое обращение Ассоциации «Гильдия архитекторов и инженеров».

  • А поводом для обращения с запросом послужила вот какая ситуация.
  • Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) – член Ассоциации «ГАРХИ» – заключало в 2018 году множество договоров подряда на подготовку проектной документации на конкурентной основе с заказчиками, являющимися муниципальными казенными учреждениями и муниципальными бюджетными учреждениями, а также администрациями муниципальных районов Московской области.
  • Согласно сведениям из Единого государственного реестр юридических лиц, органом государственной власти, осуществляющим права учредителя указанного ГБУ, является Министерство строительного комплекса Московской области.
  • При этом указанный член уклонялся от внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, мотивируя это тем, что финансирование муниципальных объектов идет из государственных бюджетных средств субъекта Российской Федерации – Московской области, а, следовательно, для ГБУ членства в СРО для получения права выполнять указанные контракты вообще не требуется.

Доводами же Ассоциации к необходимости доплаты взноса до следующего уровня ответственности были те, что согласно пункту 1 части 4.

1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения.

В данном случае, по мнению Ассоциации, ГБУ находится в ведении органа государственной, а не муниципальной власти, следовательно, исключение из общего правила ответственности по контрактам с муниципальными учреждениями и администрациями на ГБУ не распространяется.

Таким образом, Ассоциация, не найдя понимания у своего члена, обратилась за официальными разъяснениями к Минстрою России с описанием вышеизложенной ситуации и следующими вопросами:

  1. Следует ли саморегулируемой организации учитывать стоимость работ по договорам подряда, заключенным ГБУ с муниципальными казенными учреждениями и муниципальными бюджетными учреждениями, а также администрациями муниципальных районов Московской области, при определении совокупного размера обязательств ГБУ?
  2. Несет ли саморегулируемая организация ответственность за неисполнение её членом (ГБУ) обязательств по указанным договорам подряда перед муниципальными казенными учреждениями и муниципальными бюджетными учреждениями, а также администрациями муниципальных районов Московской области, согласно статье 60.1 Градостроительного кодекса РФ?

Минстрой России, как всегда, прямо на поставленные вопросы ответить не смог или не захотел. И всё-таки, проявив фантазию, из ответа профильного ведомства можно сделать некоторые весьма интересные и полезные для правоприменительной практики выводы.

Так, Минстрой России указал, что: «Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях».

Переводя изложенное с бюрократического на общечеловеческий язык, делаем вывод: бюджетное учреждение вправе выполнять работы как по линии ведомственной принадлежности, так и по иным «коммерческим» контрактам. Соответственно, читаем между строк: первые не учитываются в правоотношениях, связанных с компенсационными фондами обеспечения договорных обязательств, а вторые – учитываются.

Далее Минстрой России указывает, что: «В соответствии с пунктом 1 части 4.

1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) государственным учреждениям не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие учреждения, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Здесь, к сожалению, Минстрой России так и не обратил своего внимания на ключевой элемент цитируемой нормы Кодекса, а именно: что означает таинственная формула — «…в ведении которых находятся…»? Равно как Минстрой России на вышеизложенном вообще завершил свои попытки дать точный ответ на первый вопрос Ассоциации «ГАРХИ».

Что касается второго вопроса Ассоциации, то ответ на него был более подробный, но без прямого ответа на первый вопрос столь же бесполезный для Ассоциации применительно к описанной ею ситуации с ГБУ и его контрактами с муниципальными организациями и органами власти.

Так, Минстрой России указал нижеследующее.

«Согласно частям 1 и 2 статьи 55.

16 Кодекса саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Кодекса, а в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств — субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 Кодекса.

  1. Исходя из обеспечения равных условий (не зависящих от членства в саморегулируемой организации) имущественной ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед потребителями произведенных работ, услуг по договорам, членство в саморегулируемой организации для выполнения работ, услуг по которым не требуется, саморегулируемая организация не несет ответственности по обязательствам своих членов по таким договорам.
  2. Обязательства по договорам, для выполнения работ, услуг по которым членство в саморегулируемой организации не требуется, при определении саморегулируемой организацией фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации не учитываются».
  3. Да, да, и вновь гора родила мышь.
  4. Так мы и не получили ответа на вопрос, требуется ли ГОСУДАРСТВЕННОМУ бюджетному учреждению участие в СРО и формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае, если оно заключает контракты с МУНИЦИПАЛЬНЫМИ органами власти и организациями?
  5. В заключении хотелось бы в очередной раз подивиться бюрократическому искусству российского чиновника: отвечать, но не ответить, и всегда оставить место для классического «просто нас неправильно поняли».
  6. Специально для Правда о СРО
    СРОМАСТЕР

Источник: https://pravdaosro.ru/analytics/razyasneniya-minstroya-trudnosti-pere/

Членство подрядчика в СРО

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции техзаказчика могут передаваться только члену одновременно трех партнерств: строителей, изыскателей и проектировщиков. Но нужно ли членство в СРО генеральному подрядчику, который выходит на стройплощадку для реализации определенного фронта работ? 

Нужно ли членство в СРО генподрядчику?

Исходя из формулировки п. 2 ст. 52 ГрК РФ, «при заключении договора с генеральным подрядчиком членство в СРО от подрядчика не требуется». Если первоначально определенный подрядчик заключает договор с генподрядчиком, последний не обязан быть членом саморегулируемого партнерства.

Однако, если по условиям договора на генподрядчика возлагается функция технического заказчика, членство в СРО генподряда автоматически становится обязательным. В большинстве случаев, генподрядчик так или иначе выполняет роль ТЗ на строительной площадке.

Таким образом, специалисты «Независимого Центра Лицензирования» рекомендуют проводить правовую экспертизу договора подряда между конкретным девелопером и генподрядчиком.

Вступление в СРО на генподряд

Если до 1 июля 2017 года генподрядчику был необходим допуск на осуществление специфических видов работ, то теперь компании достаточно вступить в саморегулируемую организацию на генподряд.

Членство подрядчика в СРО является обязательным условием для реализации более 30 видов работ, связанных со строительством, реконструкцией и капремонтом объектов, выполняемых на основании договора подряда с заказчиком.

Условия вступления

С 1 июля 2017 года членство генподрядчика в СРО необходимо при условиях:

  • Предмет договора — выполнение работ по строительству либо осуществление функций технического заказчика.
  • Основания выполнения работ — договоры о строительстве с девелопером, техзаказчиком, ответственным лицом за эксплуатацию или региональным оператором.
  • Размер обязательств — более 3 000 000 рублей по каждому пункту.

Чтобы вступить в СРО в роли генподрядчика, потребуется собрать пакет документов и обеспечить наличие минимум двух сотрудников, входящих в Нацреестр специалистов, а также уплатить членские взносы — вступительный и в компенсационный фонд.

Читайте также:  Подача заявления в загс на регистрацию брака

Необходимые документы

Минимальный комплект необходимых документов включает:

  • заявление на вступление,
  • страховой полис,
  • учредительные документы,
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП),
  • лицензии (при наличии),
  • документы по внесению работников в НРС НОСТРОЙ,
  • сведения о квалификации работников,
  • должностные инструкции работников,
  • документы, подтверждающие наличие системы аттестации работников,
  • сведения об имуществе организации.

Какие могут возникнуть сложности при вступлении в СРО?

Перед регистрацией в СРО генеральный подрядчик может столкнуться с распространенными проблемами. Самая частая из них — недостаток квалифицированного персонала с дипломами о высшем образовании и многолетним опытом для прохождения аттестации.

На втором месте — сложность единоразового транша в компенсационный фонд без возможности рассрочки платежа. И, наконец, на третьем месте — отсутствие сертификации СМК по ISO 9001:2015.

Все эти сложности помогут преодолеть специалисты компании «Независимый Центр Лицензирования».

Ответственность СРО за подрядчика

Ответственность за подрядчика лежит на СРО в большей степени. Руководство саморегулируемого партнерства имеет полное право исключить компанию из членства при:

  • несоблюдении подопечным требований техрегламентов, которые привели к причинению вреда,
  • осуществлении конкретных работ при отсутствии разрешения на данные работы,
  • грубом нарушении и (или) неоднократном игнорировании правил контроля, требований стандартов и техрегламентов в течение одного года (ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ).

Кроме того, при условии страхования гражданской ответственности подрядчик обязан уплатить взнос в комфонд, минимальный размер которого зависит от денежного эквивалента работ по договору. Эти деньги направятся на возмещение вреда пострадавшей стороне:

Стоимость работ в договоре, руб. Минимальный взнос в Комфонд СРО, руб.
менее 60 млн 100 000
60 – 500 млн  500 000
500 млн – 3 млрд 1 500 000
3 – 10 млрд 2 000 000
более 10 млрд 5 000 000

Генподряд без СРО может привести к наложению санкций в отношении и самого исполнителя:

  1. Штраф — от 40 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ).
  2. Приостановлению деятельности — до 90 дней.

Кроме того, юрлицо или ИП может быть ликвидировано по решению судебной инстанции (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Должны ли субподрядчики состоять в СРО

1 июля 2017 года субподрядные фирмы получили особый статус. Преимущество их положения — возможность работать легально без членства в саморегуляторе. Недостатки работы без вступления в саморегулируемое партнерство — заблокированный доступ к самостоятельному участию в подрядных торгах и возможность заключать договоры подряда только с генподрядчиком или другими субподрядчиками. Поэтому, каждый субподрядчик должен решить сам, так ли необходимо ему вступать в СРО.

Источник: https://ncl24.ru/informaciya/nuzhno-li-podryadchiku-chlenstvo-v-sro/

Членство в саморегулируемых организациях в сфере строительства: вступать или не вступать

20.04.2018

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон № 372-ФЗ») в действующее законодательство РФ были внесены масштабные изменения, касающиеся саморегулирования в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – «строительство»).

Наиболее значимым изменением, предусмотренным Законом № 372-ФЗ, на наш взгляд, является отмена такого ранее обязательного документа, как свидетельство о допуске к определённым видам работ, выдаваемого саморегулируемой организацией в сфере строительства (далее – «СРО»). Начиная с 01 июля 2017 года, для выполнения лицом работ по строительству данный документ более не требуется – достаточно самого по себе членства в СРО соответствующего вида. 

Многие подрядчики, являвшиеся членами тех или иных СРО, после 01 июля 2017 года сохранили своё членство в них. Однако впоследствии столкнувшись с ужесточением требований к членам СРО, предусмотренных законом, а также с введением самими СРО дополнительных повышенных требований к своим членам, многие из подрядчиков задались вопросом: а нужно ли им сохранять своё членство? 

  • Как оказалось, ответить на данный вопрос не так уж и просто. 
  • В настоящей статье мы постараемся кратко описать некоторые сложности, возникающие у подрядчиков на практике, а также дать отдельные рекомендации по их решению.
  • Начиная с 01 июля 2017 года, членство в СРО необходимо при наличии одновременно следующих условий:
  • Предметом договоров, которые заключаются подрядчиком, является либо выполнение работ по строительству, либо выполнение функций технического заказчика;
  • Работы выполняются данным подрядчиком на основании договоров о строительстве, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором;
  • Размер обязательств по каждому из указанных договоров составляет более 3 миллионов рублей.

Как показала практика, при определении наличия или отсутствия каждого из данных условий возникают трудности. Рассмотрим несколько примеров.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор подряда можно отнести к договору строительного подряда, если подрядчик выполняет работы по строительству здания или сооружения, а также монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строящимся или реконструируемым зданием или сооружением.

При этом законодательство РФ не даёт точного определения и не содержит закрытого перечня работ, которые могли бы быть отнесены к работам по строительству. Ввиду этого зачастую возникают сложности при определении природы выполняемых подрядчиком работ и, следовательно, при установлении необходимости для такого подрядчика вступить в соответствующую СРО.

• Например, работы по устройству нефтяных и газовых скважин (включая их бурение, строительство и монтаж).

С одной стороны, рассматриваемый вид работ не выполняется в отношении здания или сооружения и не связан с их строительством.

С другой стороны, существует судебная практика, признающая нефтяные и газовые скважины объектами недвижимости, работы в отношении которых могут быть квалифицированы в качестве строительных. 

• В качестве еще одного примера можно привести работы по монтажу оборудования объектов использования атомной энергии. Само по себе монтируемое оборудование, очевидно, объектом недвижимости не является.

Однако в отдельных случаях смонтированное в зданиях оборудование признается судами утратившим статус самостоятельного объекта гражданских прав и квалифицируется как составная часть сложной вещи – соответствующего здания.

  1. Таким образом, если оборудование, смонтированное в том или ином здании (объекте использования атомной энергии), по своим техническим свойствам и назначению может быть оценено в качестве составной части сложной вещи (здания), неотделимой от нее, монтажные работы в отношении такого оборудования возможно признать работами по строительству, выполнение которых требует обязательного членства в СРО.
  2. Для прояснения вопроса касательно характера выполняемых подрядчиком работ и их возможном отнесении к работам по строительству мы, как правило, рекомендуем обращаться за соответствующими разъяснениями в уполномоченные органи власти (Ростехнадзор, Минстрой России), а также в такие профильные организации, как Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ).
  3. Как упоминалось выше, членство в СРО требуется, если договор о строительстве заключен с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения), или региональным оператором. 
  4. Однако зачастую подрядчику оказывается достаточно затруднительно определить правовой статус лица, которое выступает его контрагентом по договору. Приведем три примера:

• На практике застройщик не всегда привлекает технического заказчика в рамках реализации проекта по строительству.

В подобных случаях часть функций технического заказчика может быть возложена застройщиком на генерального подрядчика на основании договора между данными лицами. При этом, исходя из буквальной формулировки п. 2 ст.

52 Градостроительного кодекса РФ, при заключении договора с генеральным подрядчиком членство в СРО от подрядчика не требуется. 

То есть, с одной стороны, если подрядчик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком, он не должен быть членом соответствующей СРО. С другой стороны, если договором между застройщиком и генеральным подрядчиком на последнего возлагаются те или иные функции технического заказчика, при заключении договора с ним членство в СРО для подрядчика все же необходимо. 

  • Таким образом, подрядчику фактически необходимо каждый раз проводить правовую экспертизу условий договора между конкретными застройщиком и генеральным подрядчиком, чтобы установить правовой статус последнего.
  • • Лицом, ответственным за эксплуатацию здания, может считаться либо (а) его собственник, либо (б) лицо, которое владеет им на ином (помимо собственности) законном основании (например, на праве аренды), если соответствующим договором или решением органа власти установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, либо (в) лицо, привлекаемое собственником или иным правообладателем в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания на основании договора.
  • Следовательно, опять же, чтобы установить статус лица, с которым он заключает договор, подрядчику требуется изучить и дать правовую оценку вышеназванных решения и/или договора. 
  • • В качестве третьего примера лица, чей правовой статус подрядчику определить весьма затруднительно, можно назвать оператора по соглашению о разделе продукции (СРП). 

Исходя из анализа норм законодательства РФ, к функциям оператора СРП относится организация выполнения работ по СРП (т.е.

работ, связанных с поиском, разведкой, добычей минерального сырья на участке недр), которая осуществляется по поручению инвестора.

В отсутствии сложившейся судебной практики вряд ли возможно однозначно установить статус оператора СРП и определить, может ли он быть признан застройщиком или техническим заказчиком по смыслу действующего законодательства РФ.

  1. Исходя из изложенного, чтобы удостовериться в наличии или отсутствии второго условия, при котором членство в СРО для подрядчика является необходимым, мы бы рекомендовали запросить и провести всесторонний юридический анализ условий договоров и/или решений, на основании которых действует потенциальный контрагент подрядчика с тем, чтобы установить его правовой статус.
  2. Исходя из буквальной формулировки, введенной Законом № 372-ФЗ, третьим условием, которое надлежит установить подрядчику, является размер обязательств по договору подряда. Не ясно, однако, понимать ли под таким размером обязательств только первоначальную цену самих работ или также должны учитываться иные обязательства подрядчика в рамках данного договора, в частности, если:
  • Изначально цена работ была установлена в размере менее 3 миллионов рублей, однако впоследствии стороны подписали дополнительное соглашение к договору, в соответствии с которым размер вознаграждения превысил данный предельный порог; или
  • Стороны заключили договор, который по своей правовой природе является смешанным договором, включающим, помимо прочего, элементы договора подряда (например, договоры на поставку строительных материалов и выполнение строительных работ). При этом размер вознаграждения подрядчика установлен за исполнение им всех обязательств по договору в целом (без уточнения цены работ).

В отсутствие правоприменительной практики, во избежание возможного привлечения подрядчика к ответственности ввиду отсутствия обязательного членства в соответствующей СРО, мы бы рекомендовали учитывать размер всех обязательств, которые предусмотрены заключаемым им договором, а в случае возможного увеличения размера таких обязательств — заранее (до подписания дополнительного соглашения к договору подряда) предпринять меры по вступлению в соответствующую СРО.

В заключении хотелось бы отметить, что решение вопроса о необходимости вступать в СРО является крайне важным для любого подрядчика.

Однако Закон № 372-ФЗ не внёс в действующее законодательство РФ изменений, необходимых и достаточных для чёткого правового регулирования в данной сфере.

Надеемся, данные упущения будут восполнены в процессе формирования правоприменительной и судебной практики в ближайшее время. 

Источник: CRE

Источник: https://www.pgplaw.ru/news/article/membership-in-self-regulating-organizations-in-the-construction-sector-to-join-or-not-to-join

Ссылка на основную публикацию