Блокировка счета банком требует веских оснований — законодательная инициатива минфина

Речь идет о долгах по налогам.
Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина Речь идет о долгах по налогам. Центробанк РФ поддержал Министерство финансов и Федеральную налоговую службу РФ в требовании банкам блокировать частные счета индивидуальных предпринимателей (ИП) при взыскании задолженностей по налогам. «Банк России поддержал позицию Минфина и ФНС, согласно которой в рамках взыскания налоговых задолженностей индивидуальных предпринимателей (ИП) банки должны обеспечивать взыскание со всех их счетов — в том числе незарегистрированных как счета ИП. ЦБ ссылается на ст. 23 и ст. 24 ГК, согласно которым индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом», — сообщает «Коммерсант». В связи с этим Центробанк заявил о том, что никакого разделения на «личные» и «коммерческие» счета для бизнесменов-должников быть не должно. Ранее сообщалось, что вскоре российские банки смогут получить право без предупреждения на 30 дней блокировать карты, если посчитают, что деньги на них были зачислены путем мошенничества.

Блокировка карты может стать обеспечительной мерой для судебных и следственных органов во время процессуальных действий. Известный российский экономист, бывший замруководителя аппарата правительства РФ Олег Буклемишев заявил о том, что банки в нашей стране в последнее время, по сути, берут на себя функции спецслужб.

Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина Евгений Шлемович Гонтмахер Евгений Шлёмович Гонтмахер (род. 6 июля 1953, Львов) — российский экономист. Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений. Доктор экономических наук, профессор. Член Правления Института современного развития, Член Комитета гражданских инициатив

Ловушка нищеты: четверть российских несовершеннолетних детей живут в семьях, где доходы ниже прожиточного минимума.

Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина

На грузинском политическом Олимпе снова перемены

Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина

Неожиданное заявление Сергея Чемезова о полезности оппозиции связано, как представляется, с пониманием ограниченности возможностей жесткого курса.

Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина Валерий Соловей Политолог

Политический кризис переходит в открытую фазу

Все релизы

Источник: https://capost.media/news/economy/tsentrobank-podderzhal-initsiativu-o-blokirovke-schetov-bankovskimi-strukturami-/

С 1 июля 2019 года основания для блокировки банками операций по счетам могут измениться

Контроль за денежными потоками, из которых может финансироваться террористическая деятельность, является одним из приоритетных направлений государственной политики России.

В целях противодействия отмыванию преступных доходов в действующее законодательство регулярно вносятся поправки, благодаря которым ужесточается банковский контроль за операциями клиентов. Указанные меры, как правило, усложняют положение предпринимателя.

  Однако в настоящее время власти рассматривают законопроект, направленный на защиту интересов добросовестных клиентов кредитных организаций. О готовящихся изменениях читайте в статье. 

Какие правила действуют сейчас

В 2001 году в РФ был принят ФЗ N 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115).

Во исполнение ФЗ № 115 в 2012 году Центробанк России утвердил Положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-Положение № 375-П), которым были закреплены требования к правилам внутреннего контроля банков.

В частности, Положением № 375-П были определены правила и порядок контроля кредитных организаций за сомнительными сделками. Закон наделил банки обязанностью выявлять необычные финансовые операции клиентов и пресекать их.

Положение 375-П содержит классификатор с указанием широкого списка признаков, указывающих на необычность сделки.

Например, подозрение работника банка должны вызывать излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции, необоснованная поспешность в проведении операции, сделка, которая не имеет очевидного экономического смысла, отсутствие сведений о клиенте у обслуживающих его кредитных организаций и множество иных характеристик.  

Кроме того, содержащийся в классификаторе перечень характеристик не является исчерпывающим.

В Положении 355-П указано, что банк должен принять меры и при выявлении других признаков, а также подозрений, указывающих на вероятное осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма. Следовательно, под подозрение финансовых структур сегодня попадают самые разные предприниматели, независимо от характера их деятельности. 

После выявления сомнительных факторов клиент банка заносится в неофициальный «черный список», после чего доступ предпринимателя к банковским услугам существенно ограничивается, что влечет для бизнеса неблагоприятные последствия.

Также банки активно начали блокировать операции с денежными средствами.

Как правило, отказ клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции мотивируется пунктом 11 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ — непредставление запрашиваемых по этой операции документов.

  Отказ можно получить и в случае, когда у банковского работника, осуществляющего операции с денежными средствами, возникли подозрения, что операция совершается в целях отмывания доходов/финансирования терроризма. 

Таким образом, деятельность финансовых структур по выявлению доходов, финансирующих терроризм, значительно усложнила работу российского бизнеса. Однако, ситуация может измениться в июле 2019 года. В настоящее время рассматривается законопроект Минфина о внесении изменений в ФЗ № 115. 

Какие правила будут действовать после принятия закона

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был разработан во исполнение поручения Президента РФ по итогам встречи с женщинами-предпринимателями в марте 2018 года.

Поправки в ФЗ № 115 направлены на защиту интересов добросовестных клиентов банков путем оптимизации подходов к применению банками мер по противодействию отмыванию преступных доходов.

  Проект изменяет основания для принятия банками решений об отказе в совершении операций, а также порядок информирования о подозрительных операциях. 

В пояснительной записке к законопроекту Минфин подтверждает, что банки часто блокируют операции без объяснения причин, чем наносят вред хозяйственной деятельности добросовестных клиентов.

Законопроект предлагает усовершенствовать механизмы принятия банковскими работниками решений об отказе от заключения договоров банковского счета, о расторжении таких договоров и об отказе в выполнении операций с денежными средствами. 

Если изменения примут, для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции одного только подозрения банку будет недостаточно. После принятия закона банк сможет отказывать в случаях:

1. Когда клиенту присвоен наивысший уровень риска совершения операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма. 2. Когда имеются сведения, дающие основание подозревать, что операция осуществляется в целях отмывания преступных доходов.  При этом отказать можно будет только при одновременном наличии указанных условий.

Напомним, что согласно Указаниям Банка России от 28.07.2016 N 4087-У и Положению № 375-П уровень риска клиента оценивается банком исходя из анализа имеющихся документации, информации о клиенте и осуществляемой им деятельности.

С принятием закона изменятся обязанности кредитных организаций в связи с отказом в проведении операций.

По письменному запросу клиента, которому отказано в проведении операции, банк должен будет предоставить информацию о причинах отказа и предложить меры для устранения оснований для отказа. Указанные сведения направляются банком в срок, не позднее 5 рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, банки будут направлять в Росфинмониторинг сведения о причинах отказа.

На сегодняшний день законопроект находится на этапе публичных обсуждений в отношении текста и антикоррупционной экспертизы. С текстом законопроекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу: https://regulation.gov.ru, по номеру 82969.

 Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина
  • Руководитель Группы компаний ЦПО Коняева Анна Юрьевна +7 (812) 603-45-25 (доб. 100)
  • boss@pravorf.ru

Источник: https://pravorf.ru/analytics/s_1_iyulya_2019_goda_osnovaniya_dlya_blokirovki_bankami_operatsiy_po_schetam_mogut_izmenitsya.php

Блокировки счетов и чёрные списки: спасёт ли нас новый законопроект от Минфина?

Что за законопроект?

После принятия поправок в нашумевший 115-ФЗ прошло уже несколько лет. Чёрные списки постоянно пополняются. Количество тех, кто по мнению государства и банков  имеет отношение к терроризму или отмыванию доходов, только в 2017 году превысило 120 тысяч человек.

“А не многовато ли?”, – хочется спросить. “Неа, надо ещё!”, – отвечают банки и продолжают блокировать всех без разбора, руководствуясь своими собственными системами управления рисками.

Кто-то боится попасть под зоркое око ЦБ и получить суровое наказание за невыполнение антиотмывочного законодательства, кто-то нашел в этом весьма доходный способ для заработка. Счет клиента по решению банка блокируется в рамках борьбы со 115-ФЗ.

А за вывод средств на любой другой счет банк требует комиссию в размере 15-20% по счёту. Подробнее о данной ситуации можно прочитать здесь.

Блокировка счета банком требует веских оснований - законодательная инициатива Минфина

С проблемой поручил разобраться Владимир Путин. И вот Министерство финансов подготовило долгожданный законопроект, который уже вынесен на общественное обсуждение.

Что предлагает Минфин?

1. Нельзя просто так взять и сразу закрыть счёт клиенту

Законопроектом прописывается поэтапный механизм, по результатам которого банк вправе расторгнуть договор с клиентом. В документе сказано, что банк имеет право это сделать в случае, если в отношении подозрительного клиента было дважды принято решение об отказе в проведении операции в течение года.

Это касается только операций, связанных со снятием денег со счёта клиентом. Отказать банк может при одновременном выполнении следующих двух условий:

 – Если клиенту будет присвоен наивысший уровень риска. Он устанавливается с помощью банковской системы управления рисками и правил внутреннего распорядка.

 – При наличии данных, дающих основание подозревать, что операция с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которой клиентом дано распоряжение о ее совершении, осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

К сожалению, в законопроекте не уточняется, что это за “данные” и как они должны подтверждаться.

2. Банк должен разъяснить причину блокировки операции и представить список документов для решения проблемы

В случае принятия банком решения об отказе в проведении операции по письменному запросу клиента банк обязан предоставить ему информацию о причинах принятия соответствующего решения, а также дать список документов, рекомендуемых для устранения оснований принятия соответствующего решения. На это у банка будет пять рабочих дней со дня получения письменного запроса.

3. Банк не должен присваивать клиенту максимальную степень риска только по данным черных списков от ЦБ

В поправках сказано, что информация от ЦБ о тех, кому уже отказывали в обслуживании в других банках, не может быть единственным основанием для присвоения клиенту наивысшей категории риска.

4. Банки будут обязаны отчитываться в Росфинмониторинг  о заблокированных операциях

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, в отношении которых принято решение об отказе.  Если межведомственная комиссия решит, что оснований для блокировки не было, то в случае обращения заявителя банк будет не вправе отказать заявителю в проведении операции.

Чего нет в поправках?

Вопреки расхожему мнению, новые поправки, скорее, увеличат банковский документооборот, заставив больше отчитываться перед ЦБ и Росфинмониторингом, нежели пресекут блокировки или хотя бы сделают их редкими. В законопроекте не прописано самое главное – меры ответственности для банков в том случае, когда блокировка делается с целью нажиться на клиенте.

Какие-то документальные доказательства в данном случае могут быть лишь формальностью для отчета. Также не сказано ничего о весьма распространенной ситуации, когда клиенту блокируется удаленное обслуживание. Для онлайн-банков, не имеющих офисов, это равнозначно полному прекращению обслуживания.

А в ответ такой банк лишь разводит руками – дескать, я ничего не нарушаю, счет-то ведь не заблокирован.

Однако позитивный момент в данном законопроекте, безусловно, есть. Тот факт, что закрытию счета будут в обязательном порядке предшествовать целых две проблемных транзакции, позволит предпринимателю или физическому лицу вовремя сделать выводы и сменить банк.

А теперь ложка дёгтя

К сожалению, пока обсуждается один законопроект Минфина по 115-ФЗ, с легкой руки Госдумы приняли другой законопроект. Документ под номером 484811-7 был успешно одобрен во всех трех чтениях. И он предусматривает значительное повышение штрафов для банков за нарушение 115-ФЗ.

Сейчас штрафы рассчитывают, исходя из величины уставного капитала банка. Максимальный размер штрафов составляет 0,1% минимального уставного капитала банка (от 90 тыс. до 1 млн рублей) или 1% оплаченного уставного капитала в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения (от 900 тыс. до 10 млн рублей).

  • Новый закон наделяет Банк России правом налагать на кредитные организации штраф, рассчитывая его не от уставного капитала, а от всего объема собственных средств, который значительно больше.
  • При первом нарушении штраф составит от 0,1% размера собственных средств (но не менее 100 тысяч рублей), а при невыполнении предписаний ЦБ по устранению нарушений – до 1% размера собственных средств (не менее 1 млн рублей).
  • Фактически, это означает, что для банков штрафы вырастут в десятки раз и более в зависимости от размера самого банка.
  • Авторы поправок, считают, что в России совершается слишком много сомнительных операций, и действующий механизм штрафов неэффективен.
Читайте также:  Работник не вправе отозвать жалобу на работодателя в гит

Реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности воздействия со стороны ЦБ на недобросовестные кредитные организации путем повышения соизмеримости налагаемого на них штрафа с выгодой, получаемой ими от проведения их клиентами сомнительных операций, говорится в заключении комитета Госдумы по финансовому рынку.

Как поведут себя банки в этой ситуации? Вполне логично, что будут пытаться строже соблюдать пресловутый 115-ФЗ и ещё больше ужесточать требования к клиентам. Поэтому блокировок может стать только больше.

 

Интересно? Поделись с друзьями!

Источник: https://grosh-blog.ru/blokirovki-schetov-i-chjornye-spiski-spasjot-li-nas-novyj-zakonoproekt-ot-minfina/

Банки получат право блокировать счета клиентов при проведении сомнительных операций. Комментарий эксперта

Критерии, по которым финансовые операции могут быть отнесены к сомнительным, пока не определены

Правительство РФ внесло в Государственную Думу разработанный Министерством финансов законопроект, который дает право банкам блокировать карты и счета клиентов в том случае, если проводимые ими финансовые операции представляются кредитным организациям подозрительными.

Законодательная инициатива властей привела к всплеску активности в социальных сетях: пользователи опасаются возможной массовой блокировки личных счетов граждан в банках без веских на то оснований, а также выражают беспокойство, не станут ли кредитные организации злоупотреблять предоставленным им правом.

Комментарий эксперта: Сразу же стоит подчеркнуть, что подготовленный документ носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)». Таким образом, закон изначально нацелен на то, чтобы защитить добропорядочных граждан и осложнить жизнь исключительно мошенникам, пытающимся похитить деньги со счетов юридических и физических лиц.

Для этого Минфин предлагает дать право банкам приостанавливать на срок до двух рабочих дней перевод денег при выявлении признаков совершения такого перевода без согласия плательщика. При подозрении на хищение денег банк должен сразу же связаться с клиентом, чтобы получить подтверждение о необходимости провести проверку платежа.

То, как будет работать вновь принятый закон, во многом зависит от дополняющих его подзаконных актов. В данном случае мы имеем в виду разработку критериев, по которым финансовые операции, проводимые клиентами, могут быть отнесены к разряду подозрительных.

Эта работа будет поручена Центробанку, и от точности формулировок регулятора зависит, будут ли возникать проблемы у законопослушных граждан.

Поэтому мы предлагаем дождаться публикации данного документа и только после этого делать выводы о том, насколько точно он отражает нынешние экономические реалии.

Еще одним подводным камнем станет право самих кредитных организаций дополнять или изменять перечень установленных ЦБ РФ признаков в соответствии с особенностями их деятельности.

Важно понять, имеется ли в виду в данном случае право законодательной инициативы или же кредитные организации, не дожидаясь ответа от вышестоящей инстанции, будут выстраивать отношения с клиентами на основе собственных критериев и оценок.

Если ситуация будет развиваться по второму варианту, нельзя исключить возникновения неразберихи в банковском секторе в целом, поскольку у каждого банка будут собственные критерии для блокировки счетов. Причем проблемы у клиентов возникнут не из-за злоупотребления банков своими полномочиями, а из-за их желания перестраховаться.

Важно, как в свете нового закона будет выстраиваться взаимодействие между кредитной организацией и ее клиентом в случае возникновения спорной ситуации.

Сегодня при блокировке счета (например, в случае внесения или снятия крупных сумм на карту, при крупных переводах на банковский счет клиента или при переводе крупных денежных сумм третьему лицу) банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств.

При этом после рассмотрения банк может отказаться разблокировать счет клиента с формулировкой «Документы не объясняют экономического смысла операций».

Сегодня уже при первом отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет) клиенты попадают в черный список отказников. Его формируют Росфинмониторинг и ЦБ и, начиная с июня текущего года, предоставляют банкам.

И хотя список сам по себе носит информативный характер, зачастую именно попадание в список служит основанием для отказа банка клиенту в обслуживании. При этом сегодня отсутствует механизм реабилитации клиентов, которые попали в этот список по ошибке.

А таковых, по оценкам ряда экспертов, может быть до 10 процентов.

Сегодня высказывается мнение, что после вступления в силу нового закона банкам следует ожидать массового оттока личных средств из банков и, как следствие, сокращения объемов транзакций. Якобы этот процесс уже активно идет на протяжении последних шести месяцев. Мы полагаем подобные опасения преувеличенными, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, клиент, который забирает свои средства из банка на том лишь основании, что банк якобы может в любой момент заморозить его счет, должен иметь альтернативный механизм для расчетов с контрагентами. В настоящий момент подобного надежного и эффективно работающего механизма вне банковской системы не существует.

Во-вторых, комиссии за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, использование систем денежных переводов и различных платежных сервисов составляют существенную долю в доходах кредитно-финансовых организаций. Уменьшение числа их клиентов автоматически приведет к снижению прибыли.

Олег Якушев эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

Источник: https://arb.ru/banks/analitycs/banki_poluchat_pravo_blokirovat_scheta_klientov_pri_provedenii_somnitelnykh_oper-10157880/

Цб дал отмашку на блокировку счетов предпринимателей за долги

Позицию регулятора в ответ на письмо Минфина в ЦБ изложил замглавы юридического департамента Банка России Александр Борисенко.

Из истории вопроса

Вопрос блокировки счетов существует довольно долго, но стал активно обсуждаться летом 2019 года, когда из-за повышения эффективности контроля Федеральной налоговой службы (ФНС) банки стали массово получать требования о блокировке долгов на счетах, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Причем это касалось не только счетов, зарегистрированных именно как счета ИП, но и их «частных» счетов.

В ряде случаев банки на такой шаг идти отказывались.

Как пояснил представитель регулятора, позиция Центробанка выглядит совершенно однозначной, хотя «разъяснять Минфину Налоговый и Гражданский кодексы не его компетенция».

По мнению ЦБ РФ, «несудебный» характер блокировок ФНС ничего не меняет. Кроме того, банки, исполняющие решения налоговой службы, должны учитывать ограничения законов на взыскания.

Однако большинство из опрошенных «Финансовой газетой» экспертов с регулятором не согласны. Как пояснил руководитель практики юридического дивизиона компании Rights Business Standard (RBS) Павел Русецкий, данная мера представляется ему негативной и носящей репрессивный характер.

«За последнее время государство приняло ряд похожих мер. Так, например, была предоставлена возможность блокировки средств за подозрительные операции и другие, которые буквально “душат” малый и средний бизнес, серьезно ограничивая возможности для его ведения в стране. И инициатива Центробанка о блокировке счетов ИП не исключение», – поясняет эксперт.

Русецкий убежден, что необходимо учитывать тот факт, что блокировка счетов во внесудебном порядке может повлечь за собой серьезные последствия для самого бизнеса – приостановку деятельности предприятия и серьезные финансовые потери.

«Государство может потерять налогоплательщика. Ведь, в принципе, в большинстве случаев налоговая задолженность не столь существенна, чтобы блокировать банковский счет, где аккумулированы все средства предпринимателя», – указывает он.

С ним согласен и политолог Марат Баширов: «После блокировки счетов ИП-шники не перестанут работать. Они просто уйдут в тень и кэш. Потом, конечно, опять будут звучать речи про климат и заботу о предпринимателях, но в это уже мало кто поверит», – высказал он свое мнение в Telegram-канале «Политджойстик».

Если Центробанк позиционирует данную меру в качестве некоего катализатора по оптимизации сбора налогов, то, по мнению доцента РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидата экономических наук Равиля Ахмадеева, действующий подход в заморозке личных счетов при непогашении налоговой задолженности относится к юридической плоскости деятельности ИП в стране.

«В данном случае важно пересмотреть позиции гражданского законодательства – Гражданский кодекс и сферу его правового регулирования предпринимательской деятельности ИП», – указывает эксперт.

Опасения экспертов разделяет и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

«На данный момент Налоговый кодекс все-таки не запрещает налоговикам блокировать счета ИП после возникновения задолженности, причем замораживая сразу все счета в разных банках. Но именно это я считаю избыточным.

На мой взгляд, правильно, когда налоговая служба ограничивает движения по счету, который ИП поставил на учет в ФНС в качестве расчетного. И только если на нем не хватает средств для погашения недоимки, ФНС может блокировать иные счета. Иначе получается ситуация: недоимка составляет 25 тыс. руб.

, а предприниматель не может воспользоваться сотней тысяч на всех счетах. Тут и банки тоже страдают – косвенный ущерб», – прокомментировал Титов.

Источник: https://fingazeta.ru/finance/taxes/458343/

Чрезмерная забота: банки получат право единолично блокировать счета клиентов

Вынужденная блокировка

Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, позволяющий банкам блокировать карты и счета клиентов при подозрительных денежных операциях. Как уточнил портал «Право.ру», данный документ опубликован на сайте «Система обеспечения законодательной деятельности» под номером 296412-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)». Новый проект предлагает закрепить право кредитных организаций приостановливать на срок до двух рабочих дней перевод клиентских средств в случае выявления признаков совершения операций по счету без согласия плательщика. Одновременно банк должен связаться с клиентом по телефону или через электронную почту, чтобы получить его одобрение на проведение того или иного платежа. В свою очередь регулятор в лице Банка России должен определить основные признаки, которые указывают на хищение и взлом клиентских счетов. Более того, предполагается, что банки смогут дополнять и корректировать перечень таких подозрительных операций по личным счетам клиентов.

Разработчики данного законопроекта уверены, что его реализация позволит сократить количество несанкционированных денежных операций, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания и предотвратить крупные потери кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.

Однако сами участники рынка расценили данное нововведение как избыточное регулирование. Они опасаются, что блокировать придется платежи, которые лишь формально попадают под понятие «сомнительные операции». Между тем, в Минфине считают, что новый законопроект, в первую очередь, нацелен на защиту интересов и сохранность личных средств клиентов. Ведь он предоставляет банкам возможность моментального реагирования и пресечения всех сомнительных переводов, а также несанкционированных трансакций по платежным картам еще до их проведения.

Как ранее пояснили в Минфине, обязанность блокировать подозрительные переводы будет у оператора по приему платежей в том случае, если он выявит обязательные признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента, которые устанавливаются Центробанком.

Хотя помимо обязанности блокировать сомнительные переводы у банков может появиться дополнительное право на временную заморозку денег.

По словам представителей ведомства, это будет возможно в тех случаях, когда кредитная организация обнаружит те или иные признаки перевода денежных средств без согласия клиента.

  • «Руки прочь от наших личных счетов»
  • На этом фоне в социальных сетях все активнее высказываются опасения и недовольства клиентов различных банков относительно массовой блокировки их личных счетов без веских на то оснований, а также возможности кредитных организаций злоупотреблять данным правом:
  • «Банки скоро тупо грабить клиентов начнут прикрываясь 115 ФЗ, благо клиентам сложно открыть и прочитать закон».

«Мда. В очередной раз убеждаюсь как же европейские банки цивилизованнее работают. Им конечно тоже палец в рот не клади но самоуправства и самодурства в разы меньше».

« — Вы заблокировали клиента?— Да. — Почему?— Нам приснилось, что его необходимо заблокировать!».

«Вызывает недоумение почему банку наплевать на 10 лет сотрудничества и он не объясняет какие именно операции не понравились и не дает мне возможности документально доказать их чистоту».

«Я, кстати, правильно понимаю ГК РФ и Конституцию РФ — банк не имеет право отказать физлицу в открытии личного счета (не банковской карты), если против физика нет судебных решений или иных нарушений со стороны УК? Доступ к банковским услугам вроде как конституционное право гражданина. Или я заблуждаюсь?» — недоумевают читатели портала «Банки.ру».

«… за каждой историей с незаконной блокировкой стоит конкретный клиент банка, со своей проблемой, возникшей из-за незаконной блокировки. Это не просто «много клиентов», это живые люди. Вы можете сколько угодно обзывать их троллями, от этого они людьми, попавшими в неприятности из-за равнодушия работников банка, не перестанут быть», — пишут посетители портала «Клерк.ру».

В основном клиенты жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии крупных денежных сумм либо переводах на счет клиента или при переводе средств третьему лицу.

Как отмечают розничные клиенты, чаще в этих случаях банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств.

При этом срок рассмотрения документов обычно составляет от двух до пяти рабочих дней, однако после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета клиента с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций».

По данным «Коммерсанта», попытки российских банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Причем более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, пишет газета «Коммерсант». «Жалоб, действительно, стало намного больше, и около 80% всех обращений — от клиентов Сбербанка», — сообщил изданию источник в Росфинмониторинге.

Однако, как пояснили «ФедералПресс» в пресс-службе Сбербанка, «банк не блокирует счета клиентов, но может ограничить дистанционное обслуживание счета или отказать в совершении операции, если экономический смысл операции неясен».

«Банки обязаны проводить анализ операций, совершаемых клиентами, по критериям, которые устанавливаются Банком России. В Сбербанке анализ по каждой ситуации проводится индивидуально», — подчеркнули представители пресс-службы Сбербанка.

Массовая неразбериха

По мнению финансовых экспертов, новая инициатива со стороны Минфина может привести к полной неразберихе и многочисленным судебным разбирательствам в случае массовой блокировки банковских счетов клиентов.

«На мой взгляд, в случае введения такой меры, должны быть четко определены параметры счета, который банк может заблокировать. Их критерии должны быть прописаны в соответствующих документах. При этом банк не должен иметь права блокировать счет, если он не подпадает под эти параметры. Если же банкам будет дана возможность самостоятельно определять критерии, по которым будут блокироваться счета, это приведет к тому, что мы получим полную неразбериху в секторе, когда у каждого банка будут свои критерии блокировки, — подчеркнул в комментарии «ФедералПресс» старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. — При этом отменить блокировку, даже в судебном порядке, будет достаточно сложно. Поэтому и должны быть единые критерии и параметры. Это сделает блокировку счетов прозрачной, а также приведет к упрощению разбирательств по блокировкам в судах. Что же касается массового вывода средств из банков в связи с данной инициативой, то это маловероятно».

Отметим, что в настоящее время кредитные учреждения, а также брокерские фирмы, оценивая операции клиентов, опираются на нормы Федерального закона номер 115-ФЗ от 07.08.

2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые носят лишь рекомендательный характер.

Как разъяснили эксперты, в соответствии с требованиями данного закона учреждение, выявившее подозрительные операции, проводимые кем-то из клиентов, обязаны сообщить об этом в контролирующие органы — в Банки Росси и Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

«К сожалению, этого часто бывает недостаточно. Клиент может провести разовую операцию или несколько операций за короткий срок, после чего закрыть счет или просто прекратить операции по нему. Последние события показывают, что даже обязанность финансовых организаций осведомлять контролирующие органы о подозрительных операциях клиентов, не всегда препятствуют выводу за рубеж похищенных денежных средств или иных активов. Так что инициатива Минфина и Думы вполне понятна — пресечь противоправные действия еще на этапе их совершения, что возможно только, если это сделает само кредитное учреждение, обслуживающее клиента, — пояснил в комментарии «ФедералПресс» аналитик группы компаний «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Что касается дополнительной нагрузки на банки, то не думаем, что она возрастет существенно. Финансовые учреждения, обслуживающие клиентов, в любом случае обязаны мониторить действия последних с целю выявление подозрительных сделок, имеющих признаки нарушения действующего законодательства. Добавится лишь необходимость блокировать подобные операции, а не только информировать контролирующие органы».

При этом эксперт считает, что не стоит ожидать оттока средств со счетов банковских вкладчиков из-за введения нового закона. «Подавляющее большинство лиц законодательство не нарушают и понимают, что опасаться им нечего. Преступникам же придется изыскивать иные пути реализации своих замыслов», — убежден аналитик Алексей Коренев.

Печальные последствия — суды и перевод расчетов в тень

Однако не исключено, что часть клиентов кредитно-финансовых учреждений все-таки пойдут на радикальные шаги, опасаясь, что их действия в прошлом могут привести к блокировке счета в связи с вводом новых нормативов ЦБ.

Оставшимся же клиентам банков, по мнению экспертов, «придется учитывать новые правила при совершении транзакций, чтобы не допустить блокировки своего счета».

Как результат, «это может сократить объемы переводов денежных средств между счетами физических лиц».

Более того, последствия подобной ситуации уже ощутил на себе малый и средний бизнес. Предприниматели в голос жалуются, что в последние месяцы провести платеж стало проблематично: при любых иллюзорных подозрениях в безопасности и целесообразности платежа банковские счета владельцев блокируются.

«Объяснения и разблокировка занимают время. Если это коснется и физических лиц в их переводах и платежах, рано или поздно банковский сегмент столкнется с уходом капитала и переводом расчетов в тень. Любое осложнение в переводе денег означает срыв договоренностей, работ или производств, — предупреждает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Это отражается на эффективности деятельности отдельных групп населения, которые заняты в собственном бизнесе, например, небольшого размера. Сбой в одном звене останавливает всю цепь взаимодействия. Столкнувшись с этим однажды, россияне вряд ли захотят рисковать еще и найдут способ оплатить или перевести средства без посреднических услуг банковской системы».

Причем эксперты подчеркивают, что «населению такие проблемы явно не нужны». «Для банков, в теории, это способно обернуться падением доходов, ведь каждая транзакция приносит комиссионное вознаграждение. Это не самый позитивный сценарий для кредитных организаций, особенно небольшого масштаба», — отметила в комментарии «ФедералПресс» финансовый аналитик Анна Бодрова.

«Все дело в том что по сути банки только учатся по исполнению ФЗ-115 и скорее перестраховываются при малейшей подозрительности, при этом сами работники отделов финмониторинга банков часто плохо разбираются в критериях сомнительности и «блочат» всех подряд.

Кипятку подливает и сам ЦБ, требуя от банков отчетов, а также законодатели почти каждый месяц вносяшие правки в ФЗ-115, РФМ дающий разъяснения и ЦБ строчащий письма по применению ФЗ-115.

Из-за этой чахОрда» *запрещены в РФ»>Орда» *запрещены в РФ»>Орда» *запрещены в РФ»>Орда» *запрещены в РФ»>орды, массы НПА по ФЗ-115 часто противоречащих друг другу, банки лучше отказывают клиенту по выполнению операций, чем разбираются в их сути.

Поэтому и банку начхать и на срок работы с клиентом, и на клиентоориентированность, и на зыбкую правомочность. Боязнь наложения санкций ЦБ берет вверх», — считают читатели портала «Банки.ру».

И все это на фоне того, что в последние годы многие кредитно-финансовые организации буквально выживают за счет развития РКО и денежных переводов, а также различных платежных сервисов, активно зарабатывая на комиссиях. «ФедералПресс» будет наблюдать за развитием данной ситуации.

Источник: https://finance.rambler.ru/money/38268421-chrezmernaya-zabota-banki-poluchat-pravo-edinolichno-blokirovat-scheta-klientov/

Между нами тает блок: банкам хотят запретить замораживать счета

Банкам запретят блокировать счета граждан и компаний без весомых доказательств их причастности к «теневой» деятельности, следует из поправок Минфина к «антиотмывочному» законодательству (115-ФЗ), с которыми ознакомились «Известия».

Прежде чем заморозить счет, финансовой организации необходимо будет собрать документальные подтверждения того, что клиент относится к максимальной категории риска. Одним из последствий нового регулирования может стать массовая разблокировка счетов, что невыгодно для банков, считают эксперты.

В кредитных организаций уже выступили против поправок Минфина: они резко увеличат обороты «теневого» сектора.

Стоп-блок

Если законопроект утвердят, банки больше не смогут блокировать счета клиентов, руководствуясь исключительно собственными внутренними правилами идентификации «серых» операций, как это происходит сейчас.

Это следует из поправок Минфина к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банкам придется найти документальные свидетельства того, что операции клиента относятся к категории максимально рискованных с точки зрения «антиотмывочного» законодательства.

Отсутствие у клиента справок, удостоверяющих добросовестность его действий, также не может служить поводом для блокировки, следует из законопроекта. Кроме этого, информация об отказах в открытии счета или трансакциях в других банках не будет считаться значимым аргументом в пользу заморозки активов, если других доказательств незаконности действий клиента нет, говорится в документе.

Банки будут обязаны отчитываться в Росфинмониторинг и Центробанк о причинах отказа клиенту в проведении операций или открытии счета.

Если регуляторы сочтут блокировку безосновательной, то финансовая организация обязана будет разморозить счет и дать возможность его открыть.

При этом банк также должен предоставить по запросу клиента письменное доказательство обоснованности своих подозрений в течение пяти рабочих дней.

Законопроект разработан для защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций, уточнили «Известиям» в Минфине. Банки часто блокируют счета клиентов без объяснения причин и, таким образом, «наносят вред их хозяйственной деятельности», сказали в ведомстве. Поэтому основания для принятия решений об отказе в совершении операции или открытии счета необходимо конкретизировать.

В пресс-службе Банка России «Известиям» сообщили, что участвуют в обсуждении проекта закона. На вопрос, устраивает ли регулятора его действующая редакция, там не ответили.

Справка «Известий»

115-ФЗ — основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств. Закон прописывает для финансовых организаций процедуры контроля за доходами, сделками, денежными операциями их клиентов.

Так, по закону причиной блокировки счета гражданина может стать проведенная им операция на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Банки получили такое право в 2016 году.

Однако банки зачастую блокируют счета за операции на гораздо меньшие суммы, руководствуясь своими внутренними правилами. Карточка гражданина может быть заморожена и за перевод другому физлицу на сумму в несколько тысяч рублей.

А для ее разморозки клиент должен предоставить подтверждение своих доходов и законности операции.

«Колоссальный откат»

Новые правила всё же оставляют финансовым организациям определенную свободу действий.

В частности, в действующей редакции законопроекта не предусмотрено штрафов или других санкций за необоснованную блокировку операций по счету, полагает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по финрынкам и кредитным организациям Владимир Гамза.

По его мнению, свобода банков будет реально ограничена только в том случае, если за заморозку счетов предусмотрят ответственность — например, обязательство выплачивать денежную компенсацию.

Однако новый закон в любом случае существенно облегчит жизнь добросовестным компаниям и гражданам. Во-первых, это усложнит работу банков, поэтому практика необоснованной заморозки исчезнет. Во-вторых, новые правила повлекут за собой массовую разблокировку счетов добросовестных клиентов, так как в случае отсутствия оснований банк обязан будет «открыть замок», добавил Владимир Гамза.

«Известия» спросили крупнейшие банки, поддерживают ли они законопроект Минфина. Первый зампред Совкомбанка Сергей Хотимский выступил против поправок.

Он заявил, что их вступление в силу приведет «к колоссальному откату назад в достижениях страны в борьбе с обналом, транзитом, выводом средств за рубеж, уклонением от уплаты налогов, финансированием терроризма и другой незаконной деятельностью».

По его оценкам, теневой оборот может возрасти в десятки раз. В остальных банках не ответили на вопросы «Известий».

Законопроект вполне предсказуемо столкнется с сопротивлением банковского сообщества, поскольку им сейчас это выгодно — кредитные организации получают в свое временное пользование замороженные деньги клиентов, заявил «Известиям» профессор НИУ ВШЭ Василий Солодков.

При этом с решением проблемы необоснованной блокировки счетов финансовые власти, по его мнению, припозднились.

В частности, за несколько лет накопился такой объем приостановленных счетов, что ведомствам не хватит кадровых ресурсов для того, чтобы детально разобраться в причинах этого, уверен Василий Солодков.

В 2017 году российские банки заблокировали порядка 700 тыс. счетов клиентов, оценивал ранее «Известиям» руководитель центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин. После этого такая статистика не велась, однако, по его словам, и предпосылок к замедлению темпов блокировки в 2018 году не было.

Источник: https://iz.ru/868739/dmitrii-grinkevich-inna-grigoreva-anna-kaledina/mezhdu-nami-taet-blok-bankam-khotiat-zapretit-zamorazhivat-scheta

Блокировку банковских счетов хотят запретить

Минфин собирается запретить кредитным организациям блокировать счета клиентов без веских оснований. Если инициатива чиновников найдет поддержку, отказов в совершении банковских операций и отказов от установления отношений с банками станет намного меньше. Вместо этого банки должны будут информировать о подозрительных клиентах уполномоченные органы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Минфин России разработал и опубликовал на едином портале проектов нормативно-правовых актов законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Чиновники намерены уточнить основания для принятия решений об отказе в совершении операции и об отказе от установления отношений (о прекращении отношений) с клиентом, а также информирования уполномоченного органа о подозрительных операциях)».

Фактически, если законопроект будет принят, банкам будет запрещено блокировать счета организаций и физических лиц в соответствии с антиотмывочным законодательством без веских оснований.

Блокировка станет намного сложнее

В пояснительной записке к законопроекту чиновники указали, что сейчас банки часто отказывают клиентам в обслуживании без объяснения причин на основании «антиотмывочного» закона 115-ФЗ.

При этом блокировки счетов происходят на усмотрение работников кредитных организаций, зачастую без веских оснований и доказательств причастности клиентов банков к «теневой» деятельности или финансированию терроризма.

Основаниями для отказов в обслуживании клиентов становятся отсутствие документов, удостоверяющих добросовестность действий клиента, либо подозрения, возникающие «в результате реализации правил внутреннего контроля».

Доходит до того, что организация или человек не имеет возможности длительное время использовать собственные средства из-за нескольких операций по снятию наличности и вынуждены доказывать свою невиновность. Тем самым наносится значительный вред гражданам и финансовой и хозяйственной деятельности организаций. И это несмотря на существование презумпции невиновности.

Более того, банки даже не объясняли клиентам причины блокировки и ничем не обосновывали подозрения. Так, только за прошлый год, как выяснили журналисты, российские банки заморозили около 700 000 счетов.

Со многими клиентами, которые попали в так называемый антиотмывочный «черный список», банки даже не хотели заключать договоры на открытие и обслуживание счетов, и им приходилось доказывать свою невиновность через Центробанк.

Минфин предлагает значительно ужесточить требования к таким блокировкам без решения суда. В частности, чиновники хотят обязать кредитную организацию, прежде чем заморозить счет, собрать документальные подтверждения того, что клиент относится к максимальной категории риска.

Как сказано в тексте документа, это «наивысший из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровень риска».

Только при наличии достаточных доказательств и данных, дающих основание подозревать, что операция проводится для легализации преступных доходов, можно будет ограничить операции по счету.

Если же счет все же будет заблокирован, банк будет обязан проинформировать владельца счета об этом в течение 5 рабочих дней, если от него поступит письменный запрос. Также придется уведомить Банк России и Росфинмониторинг.

Если те сочтут отказ необоснованным, банк обязан будет провести операцию.

Подчеркивается, что информация об отказах в открытии счета или осуществлении операций в других банках больше не сможет быть единственным аргументом для присвоения клиенту высшей степени риска.

Как отмечают эксперты, главным последствием принятия поправки Минфина России окажется массовая разблокировка счетов, что невыгодно для банков. Ведь банки пользуются средствами, размещенными на таких заблокированных счетах, в своих целях совершенно бесплатно.

Именно поэтому многие кредитные организации уже выступили против поправок Минфина, указав в отзыве на законопроект, что такие послабления резко увеличат обороты «теневого» сектора. Публичное обсуждение инициативы продлится до 13 мая 2019 года, в этот период каждый может высказать свое мнение о предлагаемых поправках.

После чего законопроект будет внесен в Правительство РФ для утверждения.

Источник: https://ppt.ru/news/143225

Банки просят Минфин запретить блокировку личных счетов ИП

Налоговые органы в последнее время стали активно блокировать личные счета граждан за долги по предпринимательским налогам. На это обратили внимание не только предприниматели и их бухгалтеры, но даже банки.

В июле Ассоциация банков «Россия» (АБР) направила главе Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину официальное письмо, в котором поставила под сомнение требования налоговиков по таким блокировкам.

На что получили ответ, что статьей 76 НК РФ не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа на счетах индивидуальных предпринимателей, в том числе текущих счетах, открываемых не для предпринимательской деятельности.

Но банки ответ не устроил и теперь АБР обратилась к вице-премьеру Антону Силуанову, узнала газета «Известия». Для кредитных организаций исполнение этих предписаний может обернуться нарушением Конституции, говорится в письме.

Счета, на которые приходит блокировка, зачастую к коммерческой деятельности не имеют отношения. Более того, такое владелец счета уже может и не быть индивидуальным предпринимателем.

Блокируются не счета, блокируется определенная сумма на счете. Однако проблема в том, что блокировка одной и той же недоимки по налогу приходит сразу на все счета гражданина. О чем в своих официальных ответах ФНС умалчивает.

Таким образом возникает риск нарушения Конституции, предупреждают в АБР. Деньги в банке — возможно единственный капитал гражданина: его блокировка и взыскание может лишить человека средств к существованию, что противоречит Основному закону страны.

В АБР просят Антона Силуанова запретить ФНС требовать от банков блокировать личные счета предпринимателей.

Там также хотят, чтобы к кредитным организациям не применяли санкций за отказы выполнять требования ФНС, пока Минфин не внесет в этот вопрос ясность.

Свою точку зрения в АБР обосновывают документами Конституционного суда (КС).

Ассоциация ссылается на его постановление 1996 года, согласно которому нельзя взыскивать с гражданина его имущество в счет уплаты налогов до суда, даже если он выступает индивидуальным предпринимателем и действительно задолжал государству. Это чревато «нарушением неотчуждаемых прав и свобод», говорилось в постановлении КС.

Существует и более поздний документ, появившийся уже после того, как индивидуальных предпринимателей обязали заводить отдельные коммерческие счета. В 2009 году КС определил, что взыскивать с гражданина налоги до суда, даже если он — ИП, незаконно. Такая практика — выход из налоговых публично-правовых отношений и вторжение в том числе в гражданско-правовые.

В каких случаях ИФНС может слать в банки запросы о счетах физлиц

«Известия» направили запрос в банки из топ-30 с просьбой уточнить масштаб проблемы и рассказать об отношении к требованиям ФНС. В «Тинькофф» сообщили, что с такими прецедентами действительно сталкивались.

В Альфа-банке сказали, что к ним поступают решения ФНС о блокировке, однако, если в них идет речь о заморозке счета физлица, открытого не для целей предпринимательской деятельности, банк возвращает эти обращения в налоговую как ошибочные.

Режим работы счетов физлиц не предполагает приостановления операций на сумму задолженности по налогам, но Минфин и ФНС придерживаются иной позиции, добавили в организации.

В банке, который входит в тройку крупнейших, на условиях анонимности сказали: санкции налоговой коснулись нескольких тысяч граждан. В другой организации также добавили, что им ежедневно приходит несколько десятков запросов на блокировку. Там уточнили, что опасаются исполнять требования ФНС, поскольку в случае судебных разбирательств с предпринимателями «есть риск остаться крайними».

Мнения нкоторых экспертов по этому вопросу, собранные «Известиями» несколько удивляют. Так, глава комитета по финрынкам Торгово-промышленной палаты Владимир Гамза предложил законодательно обязать банки помечать средства бизнеса.

В ЦБ на просьбу «Известий» прокомментировать риски нарушения Конституции при блокировке личных счетов граждан не ответили. В ФНС в ответ на аналогичный запрос предложили обратиться в Минфин.

Там «Известиям» сообщили, что в НК нет исключений для приостановления операций по счетам предпринимателей, даже если они предназначены для личных нужд, а не для бизнеса. Таким образом, ФНС действует в рамках закона.

В то же время в министерстве заверили, что усовершенствуют законодательство в ближайшем будущем.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/news/488970/

Для блокировки счета потребуются веские основания

Минфин разработал законопроект, который вносит поправки в антиотмывочный закон №115-ФЗ. Изменения касаются оснований, по которым кредитная организация может отказать клиенту в выполнении операций, заблокировать счет и оказаться в «чёрном списке».

Инициатива ведомства связана как раз с блокировкой и «чёрными списками», в которые попадает всё больше и больше предпринимателей. Жалобы бизнесменов обсудили в ЦБ РФ, после чего регулятор смягчил правила формирования списков. Минфин предложил свой вариант.

Когда, по мнению Минфина, банк вправе отказать клиенту в денежной операции?

Чтобы избежать блокировки счетов добросовестных клиентов и отказывать только в сомнительных транзакциях банк должен учитывать два условия одновременно:

  1. Если «клиенту присвоен наивысший из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровень (степень) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо в отношении операций клиента в уполномоченный орган неоднократно в течение года направлялась информация, предусмотренная пунктом 3 настоящей статьи».
  2. Если есть данные, которые дают основания подозревать, что эта операция проводится в целях отмывания доходов.

При этом кредитная организация должна по письменному запросу сообщить о причинах отказа в проведении операции, а также проконсультировать, что и как должен сделать клиент для отмены решения о приостановке. Эту информацию банк должен направить клиенту в течение пяти дней с момента получения запроса.

Законопроект в настоящее время проходит публичные обсуждения и антикоррупционную экспертизу.

Источник: законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части уточнения оснований для принятия решений об отказе в совершении операции и об отказе от установления отношений (о прекращении отношений) с клиентом, а также информирования уполномоченного органа о подозрительных операциях)»» (ID: 02/04/08-18/00082969).

  • По теме:
  • ЦБ рекомендовал банкам не проверять источник денег клиента, если для этого нет повода
  • О каких клиентах-отказниках ЦБ РФ будет информировать банки?
  • Отказали – объясните

Источник: https://ceur.ru/news/biznes/item355689/

Блокировка счета банком требует веских оснований — законодательная инициатива Минфина

Блокировка банком счета — распространенная мера, применяемая без предупреждения и объяснения причин к клиентам при подозрении в проведении ими сомнительных операций. Нередки также отказы от заключения договора банковского счета (вклада). Это наносит вред хозяйственной деятельности добросовестных клиентов.

Право банка заблокировать счет основано на нормах закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ). Однако нередко за этим кроется злоупотребление правом, в результате чего страдают невиновные участники финансовых отношений, вынужденные доказывать свою невиновность.

Во избежание подобных ситуаций Минфин РФ выступил с законодательной инициативой, разработав законопроект, которым предлагается внести ряд изменений в закон № 115-ФЗ в части оснований и порядка блокировки банками счетов юридических и физических лиц.

Обратите внимание! Проект закона разработан во исполнение Поручения Президента РФ от 11.04.2018 № Пр-613 в целях защиты интересов добросовестных участников банковских операций и конкретизации оснований для блокировки счетов банками.

При каких условиях банк сможет заблокировать счет

Законопроектом предлагается вменить кредитным организациям обязанность документально подтвердить имеющиеся подозрения в сомнительности операции, доказать высокую степень риска в отношении данного клиента и только после этого блокировать счет или отказывать в заключении договора с потенциальным клиентом.

Заблокировать счет банк сможет только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Наличие документально подтвержденных оснований подозревать незаконность операции.
  2. Присвоение клиенту наивысшего уровня риска совершения операций в целях легализации доходов, полученным преступным путем, или финансирования терроризма в соответствии с правилами внутреннего контроля.

Обратите внимание! Само по себе ограничение операций по счетам у этого клиента в других банках не является основанием для присвоения ему высокой степени риска.

Важно! Решение о блокировке счета согласно законопроекту может быть принято только руководителем кредитной организации или специально уполномоченным лицом.

Обязательный последующий контроль блокировки счета банком

Если счет все же заблокирован банком, последний в течение 3 рабочих дней обязан будет направить в ЦБ РФ и Росфинмониторинг уведомление о блокировке банковского счета. Если после проверки информации эти органы признают действия банка необоснованными, счет должен быть немедленно разблокирован.

Обратите внимание! По письменному запросу клиента банк в течение 5 рабочих дней обязан будет в письменной форме изложить причины отказа в совершении операций по счету и рекомендации по представлению документов для устранения этих причин.

Когда банк может отказать в открытии счета или расторгнуть договор

В соответствии с прежней редакцией п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ банк мог отказать в открытии банковского счета при наличии подозрений в отношении клиента. В новой редакции закона эта статья будет дополнена п. 2.1, согласно которому банк будет обязан отказать в заключении договора банковского счета, если клиентом не пройдена процедура идентификации.

Расторгнуть же договор банковского счета (вклада) банк сможет при наличии как минимум двух обоснованных блокировок счета в течение календарного года, как и ранее.

Источник: https://rusjurist.ru/bank/blokirovka-scheta-bankom-trebuet-veskih-osnovanij-zakonodatelnaya-iniciativa-minfina/

Ссылка на основную публикацию